Картотека русских народных игр. Часть 2

Анжелика Игоревна Варламова
Картотека русских народных игр. Часть 2

Игры с бегом

"Курочки"

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?"

Петушок: "А какая она у тебя?"

-"Рябенькая, а хвостик черненький".

- "Нет, не видел".

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кшш! Кшш!" Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

"У медведя во бору"

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

"У медведя во бору Медведь постыл,

Грибы, ягоды беру! На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

"Лошадки"

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу. На слова ведущего: "Лошадки, в разные стороны!" - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: "Найдите своего кучера!" - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

"Гуси - лебеди"

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси- лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: "Гуси - лебеди, домой!"

Гуси отвечают: "Серый волк под горой!"

-" Что он там делает?"

-"Сереньких, беленьких рябчиков щиплет".

- "Ну, бегите же домой!"

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

"Стадо"

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные - овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок. Роса сладкая.

Заиграй во рожок! Гони стадо в поле.

Травка мягкая, Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: "Волк!" овцы бегут в дом - на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

"Перебежки"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними 10-20 м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

"Кошка и мышка"

Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней, она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают ее в круг. Когда кошка проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

"Жмурки"

Играющие выбирают "кота", завязывают ему глаза платком, он теперь жмурка. Подводят его к двери и поют:

- Иди, кот, на порог,

Где сметана и творог!

Повернись пять раз,

Лови мышек, а не нас!

После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Если кот подойдет близко к какому-нибудь предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: "Огонь!" Когда кот ("Жмурка") поймает кого-либо их детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

"Море волнуется"

Дети разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1м, и каждый свое место обозначает кружочком. Водящий ходит между играющими, выполняя разные движения. Он подходит к играющим и со словами "Море волнуется", кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Водящий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: "Море спокойно". Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится ведущим.

"Щука и караси"

На противоположных сторонах площадки отмечают место норы, где от щуки прячутся караси. Щука живет в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуют сеть. Оставшиеся караси, переплывая с одной стороны площадки на другую, проходят через сеть. Пойманных становится все больше, сеть - все длиннее. Тогда из сети делают корзинку, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.

"День и ночь"

Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее 20 - 30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них - ночь, другая - ночь. Встают на расстоянии 1м от средней линии, через 2шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника.

Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий - дощечку, окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: "День!" Игроки из группы дня поворачиваются и, пробегая между игроками ночи, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу ночи. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает группа, где больше осаленных игроков.

"Казаки и разбойники"

Играющие делятся на две группы. Одна группа по жребию изображает казаков, а другая - разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра кончается, когда все разбойники будут пойманы.

"Прятки с домом"

На игровой площадке очерчивается дом. Выбранный детьми водящий встает около дома, закрывает глаза и ждет, пока все спрячутся. По сигналу идет искать детей. Каждого найденного он громко называет по имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к дому, водящий его догоняет и старается запятнать. Запятнанный игрок становится водящим. По ходу игры бывает так, что найденный успел добежать до дома незапятнанным, тогда водящий снова водит, а играющий прячется со всеми вместе.

"Пирожок"

Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний - пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: "Где мой пирожок?" Булочник отвечает: "За печкой лежит!" Последний игрок - пирожок кричит: "Я бегу, бегу!" С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок - пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель - булочника.

"Платок"

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо прежде, чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому - то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

"Краски"

Выбирается продавец, покупатель "Монах", остальные дети - краски. Каждая краска (ребенок) придумывает себе цвет и тихо называет продавцу. Когда все дети - краски выбрали цвет, хозяин приглашает покупателя.

Покупатель стучится: "Тук - тук!"

- Кто там?

- Это я, монах, в красных штанах. На лбу шишка, в кармане мышка.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад приноси". Если же покупатель "Монах" цвет краски угадал, то краска убегает, а "Монах" догоняет краску. Если краску догнал, они меняются ролями. Если не догнал, продавец придумывает новый цвет краске и игра продолжается.

"Дедушка Рожок"

Дети по считалке выбирают "Дедушку".

- По божьей росе,

По поповой полосе,

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку - "Дедушке", отводится "дом". Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от "дома", у них - свой "дом".

Дети:

- Ах, ты дедушка Рожок!

На плече дыру прожег!

Дедушка:

- Кто меня боится?

Дети:

- Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

"Капуста"

Рисуется круг - "огород". На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это - "капуста". Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с "капустой". "Хозяин" изображает движениями то, о чем поет:

- Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в "огород", схватить "капусту" и убежать. Кого "хозяин" поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет "капусты", объявляется победителем.

"У бабушки Маланьи"

Дети идут хороводом, приговаривая:

- У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами! (показывают)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так.

Дети воспроизводят движения в соответствии со словами.

"Мельница"

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

- Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

На последнем слове песни все должны остановится и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый, он и выигрывает.

"Золотые ворота"

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходит через ворота и напевают:

Идет матушка Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел -

Всех детей привел.

А за ним и апрель-

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май -

Сколько хочешь теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону - правую или левую. Разделившись на две команды, все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:

- Ходит матушка Весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой - перетягивают канат.

"Мороз - Красный нос"

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз - Красный нос.

Он говорит:

- Я - Мороз - Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пустится?

Играющие отвечают:

- Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

"Гори, гори ясно!"

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди (ему не разрешается оглядываться). Дети поют:

- Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого-либо из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим.

"Селезень"

Играющие становятся в круг, выбирают "Селезня" и "Уточку". Дети идут по кругу, держась за руки и поют:

- Селезень утку догонял.

Молодой утку загонял:

"Ходи, утица, домой!

Ходи, серая, домой!"

Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелке. С окончанием песни селезень ловит уточку. Поймав уточку, селезень приводит ее в круг и целует её

"Пчелы"

Выбирается участник, изображающий цветок. Остальные дети делятся на две группы - сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

- Пчелки яровые

Крылья золотые

Что вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие

За леса зеленые.

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.

"Лиса и куры"

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "Ку-ка-ре-ку!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2-3кратного проведения игры, выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Игры мячом

"Мячик кверху"

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

"Подкиды"

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

- Оля, Коля, дуб зеленый!

Ландыш белый, зайка серый

Брось!

Со словами "Брось!" сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

"Перебежки"

Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3-4 м и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше перешло игроков.

"Зайчик"

На площадке чертят большой круг. Одного из детей выбирают зайчиком, он идет в круг, а все участники игры стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает его, встает на место зайчика в круг.

"Зевака"

Играют в эту игру втроем: двое игроков встают за линию кона, третий идет в поле ловить мяч. Один из стоящих на кону подбрасывает мяч, второй отбивает его в поле. Тот, кто отбил мяч, оставляет лапту и бежит к линии в конце поля, забегает за нее и возвращается на кон. Полевой игрок старается запятнать бегущего. В случае промаха он быстро поднимает мяч и бросает его в бегущего еще раз. Если он запятнает бегущего, то идет на кон отбивать мяч, а запятнанный остается в поле. Если же полевой игрок не успеет запятнать бегущего, то перебрасывает мяч на кон и игра продолжается. Игроки кона меняются местами: тот, кто отбивал мяч, подает его.

"Выбей мяч из круга"

Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

Игры с прыжками

"Попрыгунчики"

На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.

"Воробушки и кот"

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встает в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

"Болото" (Классы)

На асфальте расчерчивают классы. Участник игры бросает свой камешек в первый класс, на одной ноге прыгает в этот же класс, из первого класса толкает его во второй, а затем через болото в третий класс, оставаясь на одной ноге, и так доходит до пятого класса. Из последнего класса он или вышибает камень сразу через все классы в поле, или толкает его, прыгая на одной ноге из класса в класс по порядку, или выносит камень на носке ноги.

"Аисты и лягушки"

Дети делятся на две группы - "Аисты" и "Лягушки" и располагаются на противоположных сторонах площадки. "Аисты" стоят на одной ноге, а "Лягушки" прыгают к ним со словами:

- На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг-скок,

Догони-ка нас, дружок!

"Аист" догоняет "Лягушек". На следующий раз дети меняются ролями.

"Лягушки в болоте"

С двух сторон очерчиваются берега, а середина - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки

- Ква-ке-ке! Ква-ке-ке!

Будет дождик на реке!

С окончанием слов, лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман.

"Родничок"

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

- Разлился родничок,

Золотой рожок. У-у-ух!

Разлился ключевой

Белый, снеговой. У-у-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

"Льдинка"

Играют в эту игру зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой ногой - толкает перед собой льдинку. Ему напевают:

- Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!

У тебя нос сучком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

- Скачу по дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке,

По пенькам, по кочкам.

По холмам, по горкам.

Бух! По норкам!

С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Малоподвижные игры

"Баба Яга"

По считалке выбирается "Баба Яга". Затем на земле рисуется круг. "Баба Яга" берет в руки ветку - помело и становится в центре круга.

Дети бегают по кругу и дразнят:

- Бабка Ежка - костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит:

- "У меня нога болит!"

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла она на базар

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку

Испугала зайку!

"Баба Яга" скачет из круга на одной ноге и старается коснуться детей своим помелом.

"Дедушка Мазай"

Играющие выбирают дедушку "Мазая". Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву, и т. д.). Они подходят к дедушке "Мазаю" и поют:

- Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были - мы не скажем,

А что делали - покажем!

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка "Мазай" отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой "Мазаем" и игра повторяется.

"Зайцы и лиса"

Выбирается лиса, остальные дети - зайчики. Дети выполняют движения в соответствии со словами:

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки.

Зайки - побегайки! (дети - зайки прыгают, бегают по залу)

Сели зайчики в кружок

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки!

(Дети - зайчики присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту).

Вот бежит лисичка -

Рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки,

Зайки - побегайки.

Лиса бежит между детьми, с окончанием слов догоняет детей.

"Чурияки" (или "Бубенцы")

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:

- Трынцы - брынцы бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет -

Того "жмурка" не поймает.

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а "жмурка"старается его поймать. Как только "жмурка"его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

"Жаворонок"

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок - водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:

- Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год!

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится "жаворонком".

"Шатер"

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

- Мы веселые ребята.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу "Строим шатер", дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит "Шатер".

"Огородник"

В центре большого круга ставят "пенек" (стульчик, в круге складывают колышки (или игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. "Огородник" сидит на пенечке и тешет "колышки", при этом приговаривает:

- На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород ращу.

С окончанием слов, играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки (овощи). Ребенок, до которого дотронулся "огородник", выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

"Ворон"

Дети стоят по кругу. Выбирается один ребенок (ворон, он стоит в кругу вместе со всеми. Дети говорят слова:

- Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора! (Идут к центру дробным шагом)

А на той горе дубок,

А на дубе воронок! (дробным шагом идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре "ворона")

Ворон в черных сапогах,

В позолоченных серьгах. ("ворон" выполняет движения, дети повторяют)

Черный ворон на дубу,

Он играет во дуду!

Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная!

По окончании слов, дети протягивают вперед руки, закрывают глаза, а ворон, коснувшись кого-либо из детей, выбирает нового "ворона".

"Золото"

Дети становятся в круг, один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами:

- Гуси - лебеди летели

Они золото теряли,

А ребята прибегали

И золото собирали.

Одному из детей кладут в руку "золото". Ребенок сжимает руку в кулак и быстро переворачивает его. Сидящий в центре круга встает, и старается угадать, у кого в руке "золото". Все громко считают до трех. Если водящий не угадал, то ребенок, со словами: "Вот золото!" - убегает, а тот его догоняет.

"Молчанка"

Перед началом игры все играющие произносят песенку:

- Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Когда скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок (4-5 лет) «Кто за кем?» Цель игры: Закрепление.

Картотека русских народных игр «Гуси — лебеди. Обыкновенные жмурки. У медведя во бору» Картотека. Русские народные игры. Гуси – лебеди Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На.

Картотека пасхальных и русских народных игрКартотека пасхальных и русских народных игр Пасхальные игры Игра «Найди яйцо» Воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет.

Картотека русских народных игр Салки (Другие названия этой игры- «Пятнашки», «Ляпки», «Ловушки», «Сало», и др.) Сюжет: выбирается один водящий. Он.

Картотека русских народных игр для малышей Картотека «Русские народные игры для малышей» Разработали старший воспитатель МДОУ «Д/с №181 п. о.»г. Магнитогорска Изотова И. В. ,.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный мишурой, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных игр и хороводов Игра «Ведьмина метёлка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.«ТРИ ВЕСЕЛЫХ БРАТЦА» хоровод по показу для детей от 1,5-2.

Картотека русских народных подвижных игр для старшего дошкольного возраста Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Землисмысл которой открывается.

Картотека русских народных потешек-баюшек ЗАСЫПАЕМ С ПОТЕШКАМИ Бай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека русских народных игр. Часть 2
Опубликовано: 27 января 2019 в 23:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. День рождения попкорна

Вкус воздушной кукурузы очень хорошо сочетается с самыми разными добавками, сладкими, солёными или острыми. Попкорн настолько прочно вошёл в современную кино-культуру, что уже невозможно представить себе...

22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

Мастер-класс из бросового материала «Фантики в руке держу, из них я куклу соберу»
Добрый вечер, уважаемые коллеги! В один из прекрасных дней перекручивая в руках фантики от конфет у меня получились интересные куколки, присмотревшись к ним...
«Как у ребенка воспитывать самоуважение?» Консультация для родителей
Самоуважение – это уважение к самому себе. Это признание рождается от собственных достоинств. Ребенок чувствует удовлетворение, если он делает что-то...
Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе на тему «Усатый — полосатый»
Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе на тему «Усатый - полосатый». Задачи: Обучающие задачи : 1. Учить передавать образ кота. 2. Рисовать...