Папки-передвижки

Человек и природа на уроках литературы в 7 классе

Ирина Мазур
Человек и природа на уроках литературы в 7 классе

Цель: раскрыть проблему взаимоотношения человека и природы как проблему нравственную и духовную.

Задачи урока:

1. Через наблюдение над текстом осознать страдание Кусаки и жестокось люей.

2. Внушить мысль об ответственности человека за всё живое на земле;

3. Вызват интерес к произвдениям о природе и животных.

Оформление :

1. Перечень книг в литераурной газете, специально выпущенной к этому уроку:

Джек Лондон "Белый клык".

Куприн А. И. "Белый пудель","Изумруд".

Публикация «Человек и природа на уроках литературы в 7 классе» размещена в разделах

Чехов А. П. "Каштанка","Белолобый".

Житков Б. "Рассказы о животных".

Заходер Б. "Про всех на свете"

А. К. Дойль "Собака Баскервилей"

Пришвин М. "Рассказы"("Лисичкин хлеб","Лесной доктор", "Ёж" и другие.

Киплинг Р. "Маугли"

Есенин С. "Собаке Качалова"

Крылов И. А. Басни.

Тургенев И. С. "Му-Му".

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Троепольский Г. "Белый Бим Чёрное ухо"

Моуэт Фарли "Собака, которая не хотела быть посто собакой. "

Лаврентьев М. "Дружок".

2. Эпиграфы:

"Нож, брошенный в дерево, так же страшен, как и нож, брошенный в человека".(С. Я. Маршак)

"Земля наша едина и неделима. Она всюду и для всех одна. И человек в любом месте,даже в самой тёмной и глухой тайге, должен оставаться человеком".(В. П. Астафьев)

"Мы ответственны за тех,кого приручили". (А. Экзюпери).

3. Учащиеся приносят фотографии своих питомцев.

Подготвка к уроку.

1. Прочитать дома рассказ Андреева "Кусака".

2. Пдготовить расказ о проделках своего питомца.

Ответить на вопрос:"Кто в жизни видел, что собака ведёт себя, как человек?

Сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях человека и природы на примере рассказа Л. Андреева "Кусака".

Содежание урока.

1.Учитель:Все мы знаем о животных,которые нас окружают, о братьях наших меньших? А вдруг они и думают, и чувствуют, как мы, только не говорят?

Приведите примеры, известные вам из книг и кино, где животные поступают, как люди.

(Ответы учащихся).

Учитель:К какому выводу мы пришли, рассмотрев ваши примеры?

Учащиеся:Животные и думают, и чувствуют, как люди, только не говорят.

Учитель:Вспомните содержание рассказа "Кусака" и определите его главную мысль.

Учащиеся:Нельзя быть жестоким, жестокость порождает жестокость.

Учитель:Обратимся к тексту. Какими художественными средствами автор эти мысли выразил? Рассмотрим образ Кусаки.

Первая глава.

Озаглавьте её.

Учащиеся: Зло рождает зло.

Учитель: Вспомните обиды, которые были нанесены Кусаке,и почему она стала такой злобной. Вспомните эпизод с пьяницей и поведение детей на улице.

(Ответы учащихся).

Вторая глава

Учитель:Что произошло в жизни Кусаки с приездом дачников?

(Ответы учащихся).

Учитель:Как бы вы назвали эту главу?

Ответы учащихся:Добро порождает дороту.

Третья глава

Учитель:Что вы скажете о дачниках? Действительно ли они по-настощему добрые люди?

(Ответы учащихся).

Учитель:Прочитайте сцену, где бедная Кусака пытается им угодить,неуклюже кувыркаясь и прыгая. Что стоит за фразами:"Все собирались и хохотали, и никто не видел в её глазах странной мольбы,нарочно ласкали её. "

Почему бедная Кусака пыталась угодить людям? О чём была мольба в глазах Кусаки?

Учащиеся: Животных тоже нужно уважать.

Учитель: Почему люди не видели мольбы?

Учащиеся: Люди слишком были заняты собой. Кусака была для них всего лишь развлечением.

Четвёртая глава

Учитель: Как бы вы назвали эту главу?

Учащиеся: Предательство людей.

Учитель: Как вы думаете, почему Лёля и не заплакала, когда Кусаку решили бросить, и даже не простилась с собакой?

Ответы учащихся:

Учитель: Какой смысл имеет эпизод с Илюшей-дурачком? Какую мысль этот эпизод утверждает?

Учащиеся: Человек жесток не только к животному, но и к человеку.

Пятая глава.

Учитель: Прочитаем пятую главу. (.) Озаглавьте её.

Учащиеся:Страдания Кусаки.

Учитель: О чём говорят такие детали текста, как "она долго металась, добежала до станции, промокла, жалобно и громко завыла. "

Учащиеся: Животное так же чувствует, страдает и переживает, как человек, а может быть, и больше. Ведь не зря говорят:"собачья верность, преданность".

Учитель: Только ли о судьбе собаки этот рассказ?

Учащиеся: Через рассказ о судьбе собаки автор представляет нам очень важную проблему жестокости человека по отношению к природе, проблему человеческой безответственности за свои деяния.

Учитель: Были ли действительно добрыми Лёля и её семья?

Учащиеся: Нет, эти люди безразличны, равнодушны, так как Кусака для них была не более, чем игрушка, которую, нигравшись, бросили.

Учитель: Что значит быть добрым?

Учащиеся: (.)

Учитель: Как вы думаете, что станет теперь с Кусакой?

Учащиеся: Наверное, Кусака больше никогда не сможет поверить людям, может быть, совсем одичает и будет им мстить, или она не сможет больше жить и умрёт от тоски.

Учитель: На какое отношение к людям, она теперь имеет право?

Учащиеся: Зло порождает зло. Люди сами виноваты в том, что природа в итоге им мстит.

Учитель: Обратите внимание на эпиграфы, написанные на доске. Над чем они заставляют задуматься?

Учащиеся:

-Над тем, что мы мало знаем природу и не догадываемся, что, возможно, все животные думают и чувствуют, как люди и,вообще, всё, что живёт на Земле, имеет душу.

-О жестокости человека, который не имеет права на эту жестокость, так как разумное существо, объявившее себя хозяином жизни. Он не имеет права на равнодушие и жестокость, он ответственен за всё,что по его воле происходит.

-Может быть, всё живое - это в прошлом человеческие жизни, поэтому не дёргай траву - это усы твоего деда;не бей корову - это кто-то из твоих предков. Человек не может состояться без доброго отношения к своим меньшим батьям.

Учитель: Как вы думаете, почему рассказ заканчивается фразой: "Собака выла. "?

Учащиеся: Автор показывает, насколько тяжела душевная рана Кусаки, нанесенная бессердечием и жестокостью людей. Собака оказалась добрее, душевнее людей. Она выла, так как как её сердце и душу переполняли страдания и боль.

Учитель: Считаете ли вы,что собаки достойны особого отношения человека к ним?

Учащиеся: Да, собака - это друг человека. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина. геология - сферы, в которых жизнь собаки - это подвиг во имя человека. Человек должен быть благодарен и милосерден по отношению к собаке.

Вывод:

-Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

-Человек всегда должен помнить: зло порожлает зло.

-Человек несёт ответственность за всё живое на земле.

Домашнее задание:

1. Прочитать одну из книг, указаных в списке. Подготовить к следующему уроку краткий рассказ о ней. (Может получиться хороший урок рекомендаций книг).

2. Написать аннотацию на прочитанную книгу.

Аннотация - краткая характеристика книги,статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, идейную направленность,назначение.

Публикации по теме:

«Как строить взаимоотношения с детским садом»«Как строить взаимоотношения с детским садом» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ           «КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДЕТСКИМ САДОМ» Как.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Книга Здоровья» Проект «Книга здоровья» Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный (1 сентября -1 ноября 2013г.) Технология: здоровьесберегающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Человек и природа на уроках литературы в 7 классе
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 16:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД