Папки-передвижки

Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя

Елена Ломакина
Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Выразительность музыки и речи сходна.

Публикация «Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:

• пение, песенное творчество

• слушание музыки

• музыкально-ритмические движения

• игра на музыкальных инструментах

• игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает:

- речевое дыхание,

- голос,

- формирует чувство ритма и темпа,

- улучшает дикцию,

- координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Одним из инструментариев такой автоматизации являются чистоговорки, основной целью которых, является развитие фонематического слуха в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми, развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Произносить и петь чистоговорки можно:

- постепенно ускорять или замедлять темп произношения;

- меняя метроритм;

- выделять паузами слово с закрепляемым звуком;

- меняя силу голоса (динамику, т. е. громко, тихо, шепотом;

- в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации;

- совмещая с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми кинезиологическими упражнениями;

- совмещая с игрой на детских музыкальных инструментах.

Музыкальные руководители часто используют чистоговорки, как распевки, развивая звуковысотный, тембровый, динамический слух и чувство ритма. Пение даёт возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Метроритм в чистоговорке

В детской психологии и методике речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Что же такое ритм. Это чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой.

Метр – это непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентируемых) звуков. Музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрерывно сменяются моменты напряжения и разрядки. Моменты напряжения принято называть сильными долями, моменты разрядки – слабыми.

Таким образом, используя и меняя метроритм, чистоговорка каждый раз будет звучат по-новому. Например,

Приложение. Презентация.

Речь и пальчиковые игры

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Особую роль в развитии речи играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Таким образом, распевая чистоговорки, совмещая их с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми кинезиологическими упражнениями, помогает решить ряд задач по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей.

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.

И, помните! Ежедневное произношение и пение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_saeeb.pptx | 204,15 Кб
 
Публикации по теме:

Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней.

Информационные технологии — помощники в работе музыкального руководителя Мы видим, как мощно и практически повсеместно вошел в нашу жизнь Его величество Компьютер. Современный ребенок уже не представляет свою.

Использование мнемотехники в работе музыкального руководителя в ДОУ 3 слайд. В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать.

Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста. В данной работе я отразила свой инновационный опыт по активизации музыкального восприятия у детей, используя такую нетрадиционную форму,.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Видеофильм о работе музыкального руководителя Моя работа, музыкального руководителя интересна и трудна! Принимая участие в конкурсе "Молодой педагог 2018 года", я создала этот небольшой.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе музыкального руководителя Мы живем в необыкновенно сложное и интересное время. Ломаются устаревшие стереотипы, переоцениваются давно установленные ценности, обновляется.

Отчет музыкального руководителя по работе с родителями В работе с родителями я выделила несколько форм работы: Наглядные формы работы. Подготовила для родителей материал на стенде «Музыка».

Отчёт о проделанной работе по самообразованию музыкального руководителя Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. В.

Проектная технология в работе музыкального руководителя Исследовательский детско - родительский проект «Почему мамы разных народов поют колыбельные детям?» Цитата:У многих народов есть поговорка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 10:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД