Тамара Нохрина
Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс закрепления поставленного звука в речи, начинается с произнесения звука в слогах, но слоговые упражнения скучны для детей дошкольного возраста, поэтому автоматизацию звука в слогах лучше всего проводить в форме шуток – чистоговорок. В них удачно соединяется слоговая структура с рифмованной строкой.
Чтобы процесс формирования артикуляции и голоса через чистоговорки носил непрерывный, систематический характер, мы предлагаем родителям продолжать занятия с детьми дома, руководствуясь инструкцией педагогов. Заинтересовать родителей нам помогают открытые занятия и консультации.
Публикация «Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука» размещена в разделах
Педагогически целесообразные преимущества
чистоговорок в работе с детьми
Наличие рифмы обостряет слуховое восприятие ребенка
Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию темпа и ритма речи, интонационной выразительности, облегчает произношение и запоминание звуков
Звук в чистоговорках быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребенка, а в дальнейшем легче используется в речевой практике
Чистоговорки вызывают у детей интерес
Текст скороговорок насыщен изучаемыми звуками, они коротки, а значит доступны детям дошкольного возраста
В работе над чистоговорками необходимо учитывать возраст ребенка, объем речевых умений и навыков
Подача речевого материала в чистоговорках может проходить различными путями:
Слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель
Слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, рифмованную часть - дети у которых в речи есть все звуки
Слоговую часть произносит одна подгруппа, рифмованную – вторая
Первую и вторую части чистоговорки произносят дети
Автоматизация звука требует постепенности, предполагающей последовательность, доступность, системность речевого материала чистоговорок – переход от постановки и автоматизации изолированного звука (например ф) к различным типам слогов: звук в открытом слоге (иф, аф, уф, звук в интервальном положении (ифи, афе, уфе) и звук в закрытом слоге (фи, фа, фу)
Следует обращать внимание на следующее:
Мышцы шеи, нижней челюсти, гортани, лица детей должны быть свободны, не напряжены
Дыхание – диафрагмальное, развивающее навык спокойного взятия дыхания в диафрагму, не поднимая плечи
Язык при произнесении гласных должен лежать свободно, неподвижно, а кончик языка касаться нижних зубов у самого их края, при этом кончик языка должен быть опущен. Для произнесения согласных, в зависимости от места образования, требуется лишь движение самого кончика языка или его средней части, но никак не втягивание или сжимание языка
Проговаривание – неторопливое, четкое, правильно артикулируя звуки
Чистота речи зависит от многих факторов и работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста. В этом вам помогут чистоговорки, которых великое множество. К тому же чистоговорки можно легко сочинять самим на любой звук, а также использовать наглядность. Детям это очень нравится. Желаем вам успехов!
Су –су –су – вы не видели лису?
СА – СА – СА – в лес ушла лиса
Сы –сы – сы – у лисы усы
Со – со – со – лиса катит колесо