Наталья Конщина
Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой.
Но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Тот, кому недоступно искусство чтения, –
невоспитанный человек, нравственный невежда»
В. А. Сухомлинский
Воспитание гармоничной, нравственно развитой и духовно богатой личности немыслимо без чтения. «Чтение – вот лучшее учение» сказал великий Пушкин и учение здесь можно понимать не только как развитие интеллекта, грамотность, но как совокупность драгоценного жизненного опыта, педагогической мудрости, которые содержат страницы хорошей книги.
Публикация «Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», по которой работает наш детский сад, область «Чтение художественной литературы» занимает значительное место. Программа является плодом многолетнего труда сотрудников кафедры дошкольного воспитания в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Именно при этой кафедре после революции возник кружок основоположников детской литературы, куда входили С. Маршак, В. Бианки, В. Конашевич, Е. Чарушин и другие писатели и художники, которые заложили глубокие эстетические традиции работы с детской литературой.
Обширный потенциал раздела «Чтение художественной литературы» позволяет педагогам реализовывать идею интеграции и взаимодействия всех образовательных областей. Кроме традиционных связей, чтение можно использовать и для трудового воспитания дошкольников. Начиная с младшего возраста основной целью трудового воспитания является воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, а так же формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Здесь в помощь педагогу может прийти русские и зарубежные фольклор, произведения русской классической литературы, тексты современных авторов. Начиная с 4-5 лет для воспитания положительного отношения к труду детям можно читать такие сказки как «Зимовье зверей» (рус., «Колосок» (укр., «Три поросенка» (англ., сказки К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе».
На шестом году жизни дошкольники узнают о разных видах производительного труда и о конкретных профессиях, знакомятся с родовыми понятиями «одежда», «обувь», «транспорт», «бытовая техника» и т. п. В круг чтения можно включать сказки «Никита Кожемяка», «Семь Симеонов – семь работников», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Легкий хлеб» (белорус., «Почему у месяца нет платья» (серб. в переводе С. Маршака, П. Ершова «Конек-горбунок». О труде говорится у А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Стихотворения С. Маршака «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», В. Маяковского «Кем быть?», «Эта книжечка моя про моря и про маяк», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Капустикян «Моя бабушка», В. Пальчинскайте «Хлеб» вводят дошкольника в мир профессий и взрослых умений. Сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Гауфа «Маленький Мук», Ш. Перро «Золушка» воспитывают в детях нравственное отношение к труду.
Седьмой год жизни дошкольника, как подготовительный этап, направлен на формирование готовности ребенка к обучению в школе. Задачей педагога является формирование отчетливых представлений о труде как инструменте получения знаний и умений, а также необходимом условии обеспечения потребностей человека.
К этому времени круг чтения дошкольника значительно расширен качественно и количественно. Задачи трудового воспитания помогают решать сказки А. С. Пушкина, сказы П. Бажова, произведения советских писателей В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», Н. Носова «Огурцы», «Мишкина каша» и сказки-повести о Незнайке, Я. Сегеля «Как я был мамой», Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», повести А. Гайдара, сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», Дж. Родари «Приключения Чипполино».
Для детского чтения мы подбираем произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Наша задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Нравственные основы, заложенные в произведениях, рекомендованных к чтению примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» и подкрепленные практическим трудовым воспитанием, дают возможность сформировать правильное отношение дошкольника к труду. Интегративный и творческий подход к работе поможет педагогам и родителям ребенка воспитать гармоничную и деятельную личность, заложить основы для успешного образования и будущей трудовой деятельности.