Приложение МААМ

Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС

Людмила Толкачева
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.

Публикация «Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Художественная литература открывает для ребёнка жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед нами встает проблема как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.

Чтение художественной литературы по ФГОС содержится в двух образовательных областях это «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства в том числе словесного

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• восприятие художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.

Литературное развитие ребенка 3-4 лет содержит в себе знакомство с фольклорными и литературными художественными текстами.

Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

В воспитательно-образовательной работе по данному направлению нами используются следующие методы:

Чтение взрослого, при котором утрированно используем выразительное рассказывание, при котором голосом пытаемся рисовать образы и картины происходящего.

Также нами используется инсценирование произведений с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.

Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в неё включаем разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий и т. д.

Используется и метод рассматривания иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение отдаем книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев.

Нами используются игры-драматизации — это игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов

Привлекаем к участию в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам

В возрасте 4-5 лет ребёнок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе.

У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Дети начинают осознавать разницу между реальной действительностью и её отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.

Как и в младшей группе, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного.

Основные методы литературного развития, используемые нами в этом возрасте, следующие:

Это чтение взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами пытаемся увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.

Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному.

Рассматривание иллюстраций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

В этом возрасте начинаем использовать такой метод как моделирование - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения.

Широко используются театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров, которые обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр художественной литературы. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.

В центре художественной литературы мы помещаем издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы.

Книги и тематические выставки меняем каждые две недели, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.

В младшей группе познакомили детей с центром художественной литературы, его устройством и назначением, приучали к правилам бережного отношения

Брать книги чистыми руками

Перелистывать осторожно

Не рвать

Не мять

Не использовать для игр

После просмотра книги, класть ее на место.

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий.

К сожалению, мы отметили недостаточный интерес детей нашей группы к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу нами был реализован краткосрочный проект «Звери и птицы Евгения Чарушина».

Цель проекта: познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина.

Задачи по работе с детьми.

Дать детям знания о художнике и писателе Е. И. Чарушине

Формировать интерес к художественной литературе

Развивать у детей воображение, наблюдательность

Активизировать лексический словарь детей

Расширять представление детей о мире живой природы

Воспитывать бережное отношение к животным

Задачи по взаимодействию с родителями.

Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе

Продолжать формировать интерес родителей к чтению детской литературы

Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам, посещения библиотек

Над проектом мы использовали следующие формы работы:

• Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина.

• Пересказ произведения по опорным схемам

• Рассматривание иллюстраций

• Беседа о прочитанном произведении

• Рисование животных

• Лепка кролика с морковкой

• Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике»

• Сюжетно-ролевые игры: «Айболит спешит на помощь», «Зоопарк»

Родители активно участвовали в реализации проекта. Проявили осознанный интерес к неделе детской книги, пополнили центр художественной литературы книгами Е. И. Чарушина, приняли участие в создании альбома «Ребята о зверятах». Получили рекомендации по совместному посещению контактного зоопарка «Каменский дворик» и «Птичий остров».

В результате проведенной работы по проекту

o дети получили знания о писателе Е. И. Чарушина.

o Познакомились с произведением писателя, животными и птицами, представленными в книгах

o У детей сформировались навыки пересказа по предметно-схематическому изображению

o Дети приняли участие в выставке рисунков по произведениям Е. И. Чарушина.

o Совместно с родителями создали альбом «Ребята о зверятах»

o Сделали макет «Наш двор»

o Провели досуг «В гостях у бабушки Матрены»

Анализ результатов диагностики по художественно-эстетической деятельности (куда входят и произведения художественной литературы) показал, что наблюдается положительная динамика по всем показателям диагностики.

Таким образом если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.

И в заключении хочется вспомнить слова Френсиса Бэкона

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы Цели: Познавательное развитие. • Познакомить с сезонной жизнью белки. • Расширять и активизировать словарный запас: подстилка, жолуди, лазейка,.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение произведения А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» .

Конспект занятия по музыкально-художественной деятельности в соответствии с ФГОС до «Настоящие мастера» Цель: продолжать знакомство с народной игрушкой, народными инструментами. Задачи: Образовательные – закрепить приемы рисования дымковских.

Непосредственно образовательная деятельность старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Тайны морских глубин» МДОУ «ДСКВ №62» д. Старая Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

ОО «Чтение художественной литературы». Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» во второй младшей группе ОО «Чтение художественной литературы». Тема: Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» 1. Дети сидят на стульчиках. -Ребята, к.

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО В основе ФГОС.

Содержание Рппс группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и.

Сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС «Почта» в средней группе Задачи: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде.

Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 10:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Толкачева (УИ 553425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД