ЛЮДМИЛА ФЕДОРОВА
Что дают ребенку развивающие игры
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша, уходу за ним, питанию, режиму, одежде не придают особого значения тому, какие условия они создают для его развития. «Какая разница, - считают они, - раньше или позже он пойдет, раньше или позже малыш начнет играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда начнет считать и писать. Чего с этим торопиться? Придет время – и научится всему».
Публикация «Что дают ребенку развивающие игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В действительности это не так. Игрушки, игры – одно из самых воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основной формой деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Почему так часто можно видеть картину, у малыша много игрушек, а он не играет ими, причин этому конечно же много. Чаще всего игрушка очень быстро «исчерпывает» себя и становится не интересной для ребенка. Даже мозаики, пирамидки, строительные наборы, которые побуждают ребенка к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, а в лучшем случае удовлетворяют его сиюминутные потребности. Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
- Во – первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста.
- Во – вторых, их задания - «ступеньки» всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
- В – третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
- В – четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
- В – пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, надо развивать у детей начиная с младшего возраста. Именно развивать, так как сам он ниоткуда не появится; и если иногда говорят: «Он сам интересуется», то только по тому, что не знают откуда интерес появился, кто принес его «семя» и удобрил почву для роста.
Кроме того, здесь действует одна закономерность, чем больше развито, какое - то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.
Первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом конечно нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам – может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.
Но интерес легко притупить не только не большим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до перенасыщения, до того, что малышу не хочется играть. Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или «в другой раз мы поиграем дольше», чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость.
Все вышеизложенные факты можно сформулировать как:
правила игры.
1. Развивающие игры-игры творческие, все задания дети должны делать самостоятельно (любая игра для ребенка является развивающей, так как ребенок только познает этот мир). Наберитесь терпения, и не подсказывайте ни словом, ни вздохом. Дайте возможность делать все самому и отыскивать ошибки тоже.
2. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
3. Игра должна приносить радость и родителям и ребенку. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.
4. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.
5. Обязательно начинайте с посильных задач, или с более простых частей их. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития.
6. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.
Разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память – особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. А так же умение находить ошибки, недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Совокупность этих качеств составляет то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Рекомендую перечень игр для детей:
• развивающая игра для детей «Дорожные знаки»;
• для развития воображения и творческих способностей «Ассоциации»;
• лото «Профессии»;
• развиваем, играем «Отгадайка»;
Успехов Вам и вашим детям в достижении «потолка» в своем развитии.
Играйте больше, играйте вместе, получайте удовольствие.