Корженко Екатерина
Что делать родителю когда у ребенка кризис трех лет?
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно жалобам родителей в возрасте около трех лет, ребенок перестает слушаться, часто делает все «наоборот» -убегает, когда его зовут, отказывается от еды, когда его просят поесть, кричит, когда просят говорить тише, на любые просьбы сделать что-либо отвечает «нет».
Публикация «Что делать родителю когда у ребенка кризис трех лет?» размещена в разделах
В этот период ребенок хочет действовать по собственному желанию, наперекор ситуации, не соглашаясь с предложениями взрослых. Он начинает осознавать себя как личность, у него появляется собственное «хочу». Причем проявляется оно, как правило, в виде упрямства, негативизма, своеволия и непослушания.
Усиливает протестные реакции то, что взрослые не меняют модель своих взаимоотношений с ним.
Как правило, ребенок с рождения привык все получать криком и плачем. Заплакал -поел, заплакал когда описался-мама поменяла памперс, заплакал в магазине-купили игрушку. Но ближе к трем годам запросы ребенка растут, его «хочу» и «не хочу» доходят до абсурда. Взамен постоянному потаканию и угождению ребенку, приходят элементарные просьбы родителей : убрать игрушки, принести что-нибудь, поесть определенную пищу и так далее. Как раз ситуации, связанные с «хотелками» ребенка и элементарными просьбами родителей, вызывают наибольший протест у ребенка.
В свою очередь, родители не всегда могут удержаться во время криков и истерик,чтобы не потакать «хотелкам» ребенка. Тем самым ребенок истерикой каждый раз добивается своего. Если родитель не изменит модель своих взаимоотношений, то кризис трех лет будет протекать сложно и может затянуться.
Задача кризиса трех лет закрепить у ребенка ощущение большей самостоятельности и собственной значимости.
Задача родителей помочь ребенку почувствовать свою самостоятельность и значимость.
С 2,5 года родителям необходимо вводить правила, передавать ребенку частично ответственность и правильно хвалить.
Установка правил снизит уровень непослушания, поскольку главная причина непослушания отсутствие правил и границ в воспитании.
Передача частичной ответственности поможет почувствовать ребенку свою самостоятельность.
Правильная похвала поможет ребенку осознать свою значимость. Сухое «молодец» и «умница» не дают этого.
Давайте разберем какие правила можно вводить уже с 2,5 года. Ключевой маркер какое именно необходимо правило, это где проявляется явное непослушание ребенка. Поэтому у каждой семьи будут свои правила. Сколько лет ребенку столько и должно быть правил.
Согласно жалобам родителей наибольшее непослушание и конфликты возникают в следующих ситуациях:
Не хочет раздеваться, стоит в коридоре в одежде и требует, чтобы мама раздела.
Не хочет убирать игрушки.
Хочет сладкое вместо обеда/ужина.
Не хочет мыть руки по приходу домой.
Хочет идти на улицу зимой без шапки.
Не хочет переходить дорогу за руку.
Истерит в магазине и требует купить игрушку/вкусненькое.
Составить правила поможет следующее.
Выпишите на листочек :
1. Непослушание ребенка
2. Когда проявляется?
3. Установите правило для непослушания.
Например:
1. Хочет есть конфету вместо обеда.
2. В часы приема основных блюд.
3. Сладкое едим только после супа/картошки/овощей/обеда.
Установка и внедрение правил это отдельная тема, о которой я рассказываю на тренингах для родителей.
Передача частичной ответственности предполагает, что родитель покажет ребенку его зону ответственности через выполнение простых обязательств. Например уборка игрушек в комнате, чашки со стола поближе к раковине и своих грязных вещей в корзину для стирки белья.
Также необходимо стимулировать ребенка к принятию решений самостоятельно. Для этого необходимо давать ребенку право выбора. Например выбрать футболку, или колготки, которые он сегодня оденет. Очень хорошо стимулирует умение выбирать и решать – «Выбор без выбора». Ты на обед будешь макароны или гречку? Ты оденешь розовую шапку или синюю? Иногда родителям стоит задавать рамки для детей в виде «выбор без выбора», иначе выборы детей могут быть совсем неуместны. Например пойти гулять в пижаме.
Почувствовать свою значимость ребенку поможет правильная похвала:
1. Хвалить за отношение к себе, к делу
"Я вижу, что для тебя это важно”.
“Я вижу тебе это очень нравится, и ты гордишься собой”.
2. Хвалить за качества личности.
“Ты внимательный, аккуратный, сильный, смелый”.
3. Хвалить за процесс/действия
“Как аккуратно ты складываешь вещи”.
4. Хвалить за результат, в том числе частичный.
“Как чисто ты помыл свое лицо”.
Конечный результат - чистое лицо.
«Я вижу чисто убранный пол в твоей комнате, но на кровати еще остались разбросанные игрушки».
Частичный результат-Игрушки убраны только с пола, но не полностью комната.
Очень удобно применять правильную похвалу когда есть правила. Таким образом мы можем хвалить ребенка за действия.
Кроме того, родителем следует проговаривать ребенку следующие фразы просто так.
«Я очень рада, что ты у меня есть»;
«Я люблю тебя любым»;
«Я мечтала о таком как ты».
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей после кризиса трех лет является становление нового уровня самосознания и повышение уровня самостоятельности.
Получит эти качества ребенок через непослушание и своеволие или через четкое установление правил, а также взятие на себя элементарных обязательств, решать только родителям.