МААМ-картинки

Что должны знать родители о речи

Наталья Семенюк
Что должны знать родители о речи
▼ Скачать + Заказать документы

Что должны знать родители о речи?

Возрастные периоды развития детей

В зависимости от возрастных особенностей физического и психического развития ребенка специалисты выделили периоды развития ребенка. Конечно же, между отдельными периодами нельзя провести какой-то определенной и четкой границы, но выделять их просто необходимо, так как каждому из них со­ответствует свой уровень развития организма, наличие ведущей деятельности.

Публикация «Что должны знать родители о речи» размещена в разделах

Ученые выделяют следующие периоды развития:

период новорожденности — от момента рождения до 4 недель;

грудной (младший ясельный) период — от 4 недель до 1 года:

старший ясельный период — от 1 до 3 лет;

дошкольный период — от 3 до 7 лет;

младший школьный возраст — от 7 до 10—11 лет;

6)средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) — от 11 до 15 лет;

7)старший школьный возраст (юношеский период) — от 15 до 18 лет.

Каждому периоду соответствуют свои особенности и степень приспособлен­ности организма к условиям окружающей среды, от которых зависят уход, пита­ние, обучение и воспитание ребенка.

Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ре­бенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

В осуществление процесса становления речи включены центральная нерв­ная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс ста­новления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, усло­вия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.

Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:

пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;

искажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;

3)замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.

Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а толь­ко с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипя­щие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сХодно в близких фонети­ ческих группах: глухих и звонких (напри­мер, [с-з], [ш-ж], твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль], но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.

Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.

Подготовительный этап

Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.

Этап формирования начальных навыков правильного произношения

Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматиза­цию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложени­ях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похо­жие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.

Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых спо­собов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, мож­но переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребе­нок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.

Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.

Правила автоматизации звуков

1. Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных сло­гах, так как ребенку довольно легко в медлен­ном темпе поставить свои органы речи в нуж­ное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последую­щего гласного.

Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].

Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушения­ми звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.

Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.

При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не сле­дует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя по­путно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких зву­ков одновременно.

В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.

При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует исполь­зовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.

При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. На­пример, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].

Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автомати­зируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].

Этап формирования коммуникативных навыков

Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и рече­вые игры.

Публикации по теме:

Памятники города Краснодара, о которых мы должны знать Памятник воинам, принимавшим участие в освобождении города от немецко-фашистских захватчиков, расположен на площади Победы, установлен в.

«Живем мы в радостном краю и знать его должны». Национальный уголок«Живем мы в радостном краю и знать его должны». Национальный уголок Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты,.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Доклад на родительском собрании «Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования» 01.12.2017 г. Что должны знать родители о ФГОС ДО Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было.

Конспект НОД «Правила движения знать все должны без исключения» в подготовительной группе Социально-коммуникативное развитие. Тема: "Правила движения знать все должны без исключения". Цель: Формировать представление детей об.

Консультация для родителей. «Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс.» Консультация для родителей. «Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс.» Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать: 1. Свою.

Творческий проект «Знать должны все дети о правах, что защищают их на свете» "Священно не общество, не государство, не нация, а Человек. " сказал Николай Бердяев Одной из важных социальных проблем сегодня является.

ОО по социально-коммуникативному развитию «Знать должны и взрослые и дети» Цель: Продолжать знакомить детей с их правами и обязанностями. Образовательные область «Социально – коммуникативное развитие» • Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что должны знать родители о речи
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 14:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что должны знать родители о речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Семенюк (УИ 784374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД