Светлана Заборских
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы знаем о воде
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 города Тюмени
КОНСПЕКТ
познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
«Что мы знаем о воде».
Воспитатель:
Заборских
Светлана Анатольевна
Тюмень, 2015г.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
- углубить представления детей о существенных свойствах воды (жидкость, прозрачная, бесцветная, безвкусная, не пахнет);
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
-развивать наблюдательность, любознательность, кругозор, экологическое мышление в процессе опытнической и исследовательской деятельности;
-уточнить знания детей о том, где в природе находится вода (в океане, море, реке, озере).
«Социально-коммуникативное развитие»
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу, умение выслушивать чужое мнение.
«Речевое развитие»
-развивать диалогическую и монологическую речь: совершенствовать умение вести диалог между воспитателем и ребенком;
-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
Оборудование: стаканчики с водой и пустые чистые стаканчики, глобус, 6 сосудов разной формы, космический песок (кукурузная крупа, 2 разноса, заготовки для карточек, фломастеры, 2 ведерка, соль, сахар, графин с молоком, баночки с маслом (пихтовым, гвоздичным).
Предварительная работа:
Беседы: «Значение воды в жизни человека», «Уроки Мойдодыра», «Зачем нашему телу нужна вода?».
Чтение рассказов: Как река замерзала», Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Где рождается снег?», М. Гумилевская, «Весенние ручьи», А. Н. Толстой.
Рассматривание глобуса, иллюстрации в книгах, в Большой детской энциклопедии (вода а природе).
Заучивание стихотворения «Весенние воды», Ф. Тютчев.
Разгадывание загадок по теме «Вода».
Толкование смысла пословиц, поговорок, народных примет.
Рисование на тему: «Водоемы».
Игры: дидактическая настольная «Рыбалка», подвижные «Нырки», «Море волнуется раз…», «Постройся в колонну, в круг».
Совместная познавательно – исследовательская деятельность
(примерная)
(Звучит музыка из мультфильма «Лунтик», слышен звук ракеты)
В группу заходит воспитатель в костюме Лунтика.
Лунтик : Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
Лунтик : Вы меня узнали? (дети говорят, что это Лунтик)
Меня зовут Лунтик, я прилетел к вам с Луны. А вас как зовут? (дети отвечают)
Лунтик: Мы с друзьями постоянно наблюдаем за вашей планетой. Она такая красивая и имеет интересную форму. А какую форму имеет ваша планета Земля?
Дети: Форму шара.
Лунтик: Да, она похожа на шарик, который стоит у вас на столе. Что это?
Дети: Этот шарик называется Глобус. Это наша планета в уменьшенном виде.
Лунтик: Из космоса ваша планета кажется голубой. Мне стало интересно, и я решил все разузнать. Почему же она выглядит такой? (дети отвечают, что на нашей планете очень много воды, поэтому она кажется голубой.)
Лунтик: Вода? А что такое вода? (ответы детей)
Лунтик: А где есть вода на Земле? (ответы детей)
Лунтик: А вода – это предмет?
Дети: Нет.
Лунтик: Это растение?
Дети: Нет.
Лунтик: Это животное?
Дети: Нет.
Лунтик: Это вещество?
Дети: Да.
Лунтик: Что за вещество - вода? Какая она?
Дети: Она мокрая, без цвета
Лунтик: Интересно, вода – вещество, а какое: твердое или жидкое?
Дети: Жидкое
Лунтик: Как же мне убедиться в этом… Ребята, у вас есть вода? (да)
Покажите её, пожалуйста. (Дети ходят по группе вместе с Лунтиком, показывая ему воду в кране, вазе с цветами)
Лунтик: Принесите мне, пожалуйста, воду, я хочу ее получше рассмотреть.
Опыт 1.
- Вот она какая – вода. Интересно, а смогу ли я поместить ее в свои космические сосуды? (достает из космической сумки 2 набора сосудов по 3 разной формы)
- А чтобы вам было хорошо видно, давайте сядем за столы (дети садятся за 2 стола, разделившись на две группы).
Лунтик распределяет сосуды на столы.
- Помогите мне заполнить сосуды водой. Заполним первый сосуд водой (дети делают).
- Какую форму приняла вода? (ответы детей)
- Перелейте воду в другой сосуд. А теперь какую форму приняла вода? (вода приняла форму второго сосуда).
- Перелейте в третий сосуд. Что произошло с водой? (она приняла форму третьего сосуда)
- Помогите мне записать в моем космическом дневнике, какой формы может быть вода? (Разной формы)
- Почему? (Потому что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в котором находится)
- Значит, вода – жидкое вещество. А у меня есть вещество – это космический песок. Мой космический песок тоже может принимать разную форму. Хотите посмотреть? (Да)
Лунтик раздает песок по подгруппам
- Возьмите космический песок, насыпьте его в формочку, потом пересыпьте его в ведерко.
- Ребята, смотрите, песок меняет форму. Значит, космический песок тоже жидкость? (дети думают, отвечают)
- А давайте попробуем так (достает из космической сумки 2 разноса, рассуждая)А если я опрокинуть сосуд с водой на разнос… Что произойдет? ( дети: вода разольется по разносу)
- А если я высыплю песок из ведерка на разнос, что произойдет? ( дети думают и отвечают: песок ляжет горкой)
-Сделаем это (дети делают)
-Ребята, песок и вода – одинаковые вещества (Нет. Разные. Вода – жидкая, а космический песок – сыпучий)
- Песок сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается растекаться. (пытаясь запомнить)
- Значит вода – жидкость. Помогите мне, ребята, это запомнить. Повторим хором.
- На память я еще раз зарисую это на своей космической карточке. Кто хотел бы сделать зарисовку?
Физкультминутка. Подвижная игра «Река, озеро, море»
Лунтик: Если вода жидкость, то она растекается по земле и заполняет все места и углубления на земле, образовывая водоемы. Какие водоемы вы знаете?
Дети: река, озеро, ручей, океан…
Лунтик: Кто из вас знает стихотворение о воде? (ребенок читает)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде…
В море, озере, реке
И, конечно, в ручейке…
Однажды я видел, как земные дети играли в игру «Река, озеро, море». Мне очень захотелось в нее поиграть с вами. А вы хотите в нее поиграть?
(включается музыка)
Лунтик: Все вы капельки и двигаетесь под музыку. По сигналу капельки должны соединиться и образовать море, реку, озеро.
(Дети двигаются. Музыка останавливается. Звучит команда «Река», дети выстраиваются в колонну. Музыка останавливается, команда «Озера» - дети образовывают маленькие круги. Музыка, команда «Море» - дети образуют большой круг.)
(Дети садятся все за два стола)
Опыт 2.
- Ребята, а какая же ваша вода на вкус? (ответы детей)
- А можно ее попробовать из сосудов? (нет, она грязная)
-А какую воду можно пить? (кипяченую, очищенную)
-А где можно взять такую воду? (в чайнике)
Лунтик наливает каждому воды в стаканчик и пробует ее на вкус сам.
-Какая вода на вкус (вода без вкуса)
-Значит, она не имеет вкуса.
-У меня есть в моем рюкзаке волшебный порошок, если я его добавлю к вам в воду, изменится ли вкус у воды? Давайте проверим.
(Лунтик добавляет в стаканчик каждому ребёнку сахар или соль. Ребёнок мешает воду ложкой и пробует на вкус)
-Ребята, поменяла вода вкус? Какой она стала? (она стала сладкой, солёной)
-Значит, если в воду ничего не добавлять, то она безвкусная.
-А что дома вы добавляете в воду, чтобы она стала вкусной? (варенье, сироп)
-Значит, в воде могут растворяться разные вещества, как растворились мои космические порошки.
- Сделайте вывод. (вода не имеет вкуса и в ней можно растворять разные вещества).
-Нужно сделать зарисовку на моей космической карточке (варианты детей). Помогите мне
Опыт 3.
- А что еще вы мне можете рассказать про воду? Интересно, есть ли запах у воды?
- Ребята, а чем же пахнет вода? Понюхайте ее. (Ответы детей)
-А может ли вода вообще чем-нибудь пахнуть?
- А когда она чем-нибудь пахнет? (Если добавит в воду лекарство, кофе и т. д.)
-У меня есть волшебные баночки, в них разные вещества. (гвоздичное, пихтовое масла)
(Капает в стаканчики)
- Понюхайте, чем пахнет (ответы детей)
- Значит вода не имеет запаха. Помогите мне, ребята, это запомнить. Повторим хором.
- На память я еще раз зарисую это на своей космической карточке. Кто хотел бы сделать зарисовку?
Опыт 4.
- О, я вижу здесь еще одну жидкость! Что это, тоже вода? Давайте попробуем
(в графине молоко. Наливает каждому ребенку в стаканчик)
(дети пробуют, определяют, что это молоко)
- И меня им когда-то угощали. Сравним воду и молоко. Чем они похожи? ( ответы детей: это жидкости)
- Чем отличаются? (цветом)
- Опустим сначала ложку в стакан с водой, а потом – с молоком. Что видим?
( ответы детей: в стакане с водой ложку видно, а в стаканчике с молоком – нет)
- Значит вода не имеет цвета, она бесцветная. Помогите мне, ребята, это запомнить. Повторим хором.
- На память я еще раз зарисую это на своей космической карточке. Кто хотел бы помочь сделать зарисовку?
Обобщение (дети переходят из-за столов на ковер)
Лунтик: Ух, ты, как много я сегодня узнал об удивительных свойствах воды! Помогите мне, ребята, вспомнить все о воде.
Лунтик: Нам помогут космические рисунки, не зря мы их рисовали. Кто хотел бы помочь? (дети раскладывают карточки, составляют рассказ о свойствах воды).
Лунтик: -А зачем вам вода? Где вы ее используете? ( ответы детей: моем руки, мама готовит суп, купаемся, мама моет посуду и т. д.)
Лунтик: Я постараюсь все запомнить и рассказать о воде жителям своей планеты.
Лунтик: Я даже попробую придумать стихотворение про воду.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Не имеет она цвета,
Не имеет она вкуса,
Да без запаха она
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё вам не прожить!
Лунтик: А можно я возьму с собой в бутылочку воды, ведь на Луне ее нет. (Один ребенок наливает бутылочку воды и отдает Лунтику)
Лунтик: А нарисованные вами карточки, помогут мне ничего не забыть и рассказать жителям нашей планеты о воде.
Лунтик: А сейчас мне пора улетать. Спасибо вам. Я много узнал.
Лунтик: До свидания, дети.