Нина Александровна Кудряшова
Консультация «Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится все актуальнее. Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов учебной деятельности младших школьников. Большинство недостатков методик по обучению письму детей дошкольного возраста связано с поверхностным представлением авторов об этом самом сложном виде учебного труда, о механизмах формирования графических навыков, возрастных ограничениях использования отдельных графических упражнений. Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов (графем, соответствующих элементам устной речи. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графомоторных навыков, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
Публикация «Консультация „Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?“» размещена в разделах
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, выпиливание, работа с каким-то инструментом, либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т. д., графомоторные навыки связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования.
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. В 3,5 – 4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно – пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
Развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста должно проходить в определенной последовательности. Вначале даются те упражнения, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем постепенно вводятся игры и упражнения динамического характера. Кроме того, надо стремиться к тому, чтобы дети упражнялись в разных действиях: сжатие, расслабление, растяжение мышц руки; развивали щепоть – содружество трех пальцев руки (большого, указательного, среднего) через катание шариков и запускание «волчков».
Существует также множество настольных игр, развивающих тонкую моторику руки. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха. Для тренировки графомоторных навыков также очень полезны игры на ловкость и меткость – настольный хоккей, футбол, миникегельбаны и т. п.
Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза. В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. Задачу выработки навыков координации в системе «глаз – рука» можно решать путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект, выделять составляющие его детали, как можно точнее его копировать. Примеры подобных упражнений для детей дошкольного возраста: лепка, рисование по образцу; конструирование из мелких деталей; игры с мозаикой; перебор смеси круп (например, фасоли и гороха); сортировка мелких геометрических фигур, раскладывание их по коробочкам, баночкам и др. ; ручной труд (работа с бумагой, нитками, бисером, природным материалом).
Для развития координации движений подойдут также настольные игры, в которых нужно «вылавливать» предметы (различные виды «рыбалок» - магнитные, с крючком и пр., они развивают мелкую моторику, легко могут быть включены в сюжет ролевой или режиссерской игры; игры на меткость (в них различные предметы при помощи трамплинов нужно закинуть в ячейки на поле).
Еще один важный навык, необходимый в школе – умение быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны. Различение ребенком пространства складывается постепенно, становясь из смутного и отрывочного все более четким и целостным. Особое значение для развития пространственных представлений у ребенка имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательными анализаторами в процессе предметных действий и игры. Этим требованиям полностью отвечают занятия физическими упражнениями; народные игры: хороводы, подвижные игры.
Научиться ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или попросту «игра-ходилка», в правилах которой заложена необходимость выбирать направление и отсчитывать нужное количество клеточек или кружочков; упражнение «Веселый мяч» : ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем только по его словесным инструкциям дети перемещают бумажный мяч по листу бумаги вверх-вниз; игра «Едем на дачу» - движение машины налево – направо; разновидности игры на внимание «Что изменилось?» - перемещение нескольких разноцветных фишек по магнитной доске и т. д.
Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур, чтобы в будущем он смог различать буквы, цифры. Копирование фигур, дорисовывание элементов, моделирование из деталей – прекрасная тренировка зрительного восприятия. С детьми нужно организовывать игры, направленные на усвоение эталонов формы, выделение информативных точек схожих по форме предметов через использование тактильных ощущений («Чудесный мешочек», «Вкладыши», «Нарисуй круг, овал на спине»). В данные игры рекомендуется играть с закрытыми глазами, так как в этом случае повышается чувствительность рецепторов, активизируется работа мозга, развивается цепкость восприятия, воображения.
Письмо – это ритмическая деятельность. Многие педагоги (например, К. Д. Ушинский, рассматривая проблему овладения графическими навыками, указывают, что одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Исследования свидетельствуют о том, что ритмическое чувство развиваемо. Значительный вклад в решение этой проблемы у детей дошкольного возраста могут внести циклические физические упражнения (ходьба, бег); ритмические упражнения под музыку; логоритмика; использование считалок.
Условием наиболее успешного формирования графомоторных навыков письма у детей дошкольного возраста является комплексное использование разнообразных методов и средств, как то:
пальчиковые игры; работа с карандашом – штампом; ниткопись; бисерография; игры на развитие тактильных ощущений; игры и упражнения на развитие пространственных ориентаций; упражнения для тренировки зрительного восприятия; деятельность, направленная на развитие ритма и темпа; мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей.