МААМ-картинки

Что такое детские страхи и как с ними бороться

Анна Фокина
Что такое детские страхи и как с ними бороться

Детские страхи проблема или нет?

Часто можно услышать – «Что такое детские страхи – ерунда, вот подрастет ребенок и все страхи пройдут». Вот и получается, что заниматься детскими страхами не надо – само пройдет. Так ли это? Попробуем разобраться.

В толковом словаре русского языка В. Даля страх определяется как – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия [1].

Публикация «Что такое детские страхи и как с ними бороться» размещена в разделах

Р. Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое, отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [4].

По мнению А. И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула[2].

Беспокойство, страх, тревога – такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего проходят бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье [5].

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции [3].

Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.

Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, конфликты, неудачи, но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом («Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т. д.). Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развивается неуверенность ребенка в себе и чувство тревожности[5].

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом [2].

Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобный страх ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания. В некотором роде страх - способ отграничения "я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, т. е. страх - это демаркационная линия личного, безопасного пространства, в котором сохраняется единство "я" и уверенность в себе. Страх даже может известным образом мобилизовать "я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека [3].

Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам) :

От рождения до года – ребенка может напугать грмкий звук, неожиданный шум.

От 1 до 2 лет – разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание.

От 2 до3 лет – главным персонажем страшных сновидений чаще всего является волк.

От 3 до 5 лет – часто встречается триада страхов : страх одиночества, темноты, замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-яга, Кощей Бессмертный и Бармалей.

От 5 до 7 лет – это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы. А также формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов [5].

Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица, опасается посторонних, неизвестных ему лиц. Далее он боится боли, высоты, гигантских животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде [2].

Однако при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности [3].

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Таким образом, детские страхи – это нормальное явление. Все они носят приходящий характер. Но от того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они, или останутся надолго.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, — это серьезный повод для разговора [2].

Литература.

1. Даль В. Толковый словарь русского языка

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. — СПб. : «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.

3. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. / А. И. Захаров. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.

5. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2013. – 240с.

Публикации по теме:

Детские страхи КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх Первым делом выяснить причину страха. При выборе.

Детские страхи Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.

Конспект занятия «Страхи и как с ними бороться» Цель занятия: оказать психологическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи; научить их преодолевать свои.

Консультация для родителей «Детские страхи детей 4–5 лет и способы борьбы с ними»  Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному.   В этот период ребенок начинает активно.

Памятка «Детские страхи» Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития,.

Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Что такое детские страхи и как с ними бороться
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 19:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД