Татьяна Едемская
Что такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в условиях коррекционной школы?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в условиях коррекционной школы?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы.
То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
Публикация «Что такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в условиях коррекционной школы?» размещена в разделах
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Работа эта сложная и кропотливая.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: физических, психологических, личностных.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований.
2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнесение их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
• Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии.
• Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
• Дети 3 группы самые способные в познавательной сфере, эмоциональной включённости и способности к регуляции своих действий.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одни не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Из нестандартных жанров уроков часто используют уроки-игры.
Примеры.
1. Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме «Безударные гласные».
1 группа. Вставь пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в. сна, д. мишко л. сной. с. оновый, в. дичка., (волнистый, волноваться, волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).
2 группа. Вставь пропущенные буквы в словах: б-гун, х-дить, сл-ды, в-да, б-да, в-лна. Запиши проверочные слова, используя алгоритм.
Алгоритм.
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать
д-ждливый
в-сенний
гр-зовой
тр-винка
стр-ла
Математика.
Тема «Решение задач на разностное сравнение».
1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.
У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?
2+3 3-2 3+2
2 группа. Составь выражение к задаче.
Ширина ленты 9 см. Это на 7 см. больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?
3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.
В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?
Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.
Таким образом, на уроке все учащиеся активны.
Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ.
Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.
Необходимость дифференцированного подхода в обучении изобразительной деятельности обусловлена прежде всего снижением интеллекта, особенностями моторики, неодинаковой сформированностью графических навыков, специфическими проявлениями в эмоционально-волевой сфере.
Такой подход указывает на целесообразность выделения групп учащихся с учётом прежде всего особенностей мелкой моторики.
На практике это выглядит так. В рисовании на тему «Что бывает круглое» детям со слабым развитием моторики предлагается обведение готового изображения, сделанного учителем, а так же уменьшается количество деталей в рисунке.
В то время как с более высоким развитием выполняют изображение самостоятельно, количество изображаемых объектов увеличивается, предлагаются различные цветовые решения.
В аппликации:
Слабые –создают изображение из готовых форм.
Более успешные - вырезывают изображение по готовому рисунку.
Успешные – вырезают детали и дополняют работу мелкими деталями.
В качестве вспомогательного средства можно рисовать на бумаге в клетку.
В младших классах или классах со сложным дефектом используется приём механического руководства, когда учитель направляет руку ученика. Казалось бы ребёнок остаётся пассивен но многократно повторяя совместные движения ребёнок научается их совершать.
Вывод:
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития и вести постоянный мониторинг результатов работы.