Получи документы

Консультация «Что такое ТРИЗ???»

Бишарифа Солиева
Консультация «Что такое ТРИЗ???»

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобразительных задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Публикация «Консультация „Что такое ТРИЗ??“» размещена в разделах

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Отличие от стандартных подходов в обучении.

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие

ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.

Последовательность решения любых задач выстраивается в определё нной логической последовательности этапов:

Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый- злой). Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает). Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях). Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.). Неожиданные, смелые варианты решений

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики

— всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ :

развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий

формирование целостной картины мира;

воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;

развитие речи, памяти, творческого воображения.

Достоинства использования элементов ТРИЗ :

• является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

• позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

• стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

• помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

• стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

• развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Практическое применение в детском саду.

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики.

Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах?

Умелое использование ТРИЗ в детском саду

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: : каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Игра "Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

С какого возраста начинать

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора : - Мама, свет! - Оля, стул! Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы. Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?

Выбор за каждым

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

Публикации по теме:

Консультация «Что такое ТРИЗ?? ТРИЗ?-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач Воспитатель: Попова М. В. 2017.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Закрепить понятия о добре и зле,.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: - показать детям, используя.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое ТРИЗ???»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 07:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД