Ирина Майер
Что такое экология
▼ Скачать + Заказать документы
Границы разделяют государства, делят территории суши и морей. Но невозможно разделить планету Земля, ее природу и подчинить ее развитие административному и государственному делению. Она продолжает жить по своим законам. Воздушные и водные потоки, облака и птицы, насекомые, рыбы и звери продолжают двигаться, расти, питаться, размножаться, как и десятки тысяч, миллионы лет назад, когда человека еще не было.
В последнее время человек все чаще обращается к биологическим наукам, которые могли помочь ему постичь законы природы и употребить их на свое же благо.
Публикация «Что такое экология» размещена в разделах
Науки о природе тесно связаны между собой. Объединяет их экология- наука комплексная, развивающаяся, помогающая в формировании мировоззрения и воспитания личности.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.
По определению И. Д. Зверева (1980 г.) "Экологическая культура предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, а его практическая деятельность, отвечающая требованиям бережного отношения к природе, становиться важным показателем общественной активности и гражданской сознательности личности"
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного воздействия человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящие время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температура воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Для формирования экологического мировоззрения детей необходимо постоянно наблюдать за множеством проявлений движения и изменениями в природе, не проходить мимо равнодушно: конечно при этом сам педагог должен быть грамотным, творческим и - что очень важно - дружелюбно настроенным по отношению к природе.
Куда бы вы не пошли с детьми на прогулку - в парк, сквер, лес, сад, огород- везде растут не просто растения, а "клевер", "одуванчик", "колокольчик" : живут не просто животные, а каждый со своим именем (названием, как у людей. Шум дождя летнего отличается от шума дождя осеннего, разные голоса у ветра и реки и т. д. Необходимо учить детей все это видеть в природе.
При формировании экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста необходимо:
- формировать знания детей об объектах и явлениях в природе в системе и логической последовательности.
- изучать взаимосвязи в природе в соответствии с принципом сезонности, в этом случае наиболее полно проявляются возможности раскрытия связей.