Васильева Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию «Чудесная мука»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Жемчужинка»
Конспект ООД
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Чудесная мука»
Старший дошкольный возраст.
Воспитатель: Васильева
Ирина Николаевна
г. Домодедово, 2016
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Чудесная мука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мука. Свойства муки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Познавательные задачи : познакомить детей с понятиями «сыпучая», «мягкая», «легкая», «воздушная», «отпечатки», «липучая», «белая», «изящная», «с особым запахом». Познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание; продолжать формировать у детей умение передавать последствия своих действий.
Образовательные задачи: развивать речь детей, воображение, учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментированию, бережное отношение к муке, как источника хлеба.
Раздаточный материал: конверт с письмом, мука, тарелочки с мукой, стаканы с водой, ложки; емкость с мукой, яичная скорлупа, вата, семена овса, лейка, (одноразовые тарелки на каждого ребенка, картотека для дидактической игры.
Демонстрационный материал: конверт с письмом; яичная скорлупа, уже
проросшими ростками овса.
Предварительная работа: посадка семян ржи, наблюдения за ними; изучение
свойств яичной скорлупы; дидактические игры на распознания видов семян ржи
и пшеницы, беседа о хлебе.
Планируемые результаты: вызвать интерес к изучению свойств муки, интерес к данной образовательной деятельности, заинтересовать в продолжение, наблюдений за ростками, экспериментированию.
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на то, как мы с вами занимаемся. Давайте вместе с вами скажем им: «доброе утро» и начнем наше занятие. (Проговорили «доброе утро»).
-А сейчас ребята, я попрошу вас пройти на ваши места и сесть сразу удобно, чтобы вам ничего не мешало заниматься.
2. Объявление темы занятия. Вводная беседа.
Сегодня утром, когда я пришла на работу, то между дверьми нашей группы, нашла зажатое в конверте письмо. Мне так стало интересно, что же там внутри? А вам ребята, интересно, что там внутри? Давайте откроем письмо и посмотрим что же там. (Открываю письмо и читаю.)
Текст письма:
«Здравствуйте ребята. Я отправила вам письмо. В письме четыре пустые клетки - зашифрованное слово. И только, выполнив задания, вы сможете узнать, что же в нем написано и дальше продолжить ваше занятие».
С уважением к вам, мудрая тетушка Сова.
Ну что же давайте попробуем отгадать слово. Ребята, сейчас я буду по очереди называть слова, где буду выделять, один звук, а именно, я буду этот звук тянуть, как будто подпевая. А вы сядьте удобно, сосредоточьтесь, будьте внимательными. И так начинаем.
1. В первой клетке живет звук, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (Молодцы, угадали, эта буква М).
2. Во второй клетке живет звук, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (Буква У).
3. В третьей клетке живет звук, которая спряталась в слове КАЛАЧ, и стоит на первом месте. (Буква К).
4. В четвертой клетке живет звук, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит на втором месте (Буква А).
- Мы открыли все клетки, давайте прочитаем, какое слово у нас получилось. МУКА. Правильно, давайте еще раз все вместе проговорим это слова, выговаривая каждый звук М-У-К-А.
3. Практическая часть. Знакомство с мукой.
Предлагаю вам изучить свойства муки. Перед вами стоят тарелочки с мукой. Подвиньте их ближе к себе, осторожно, так, как мы уже умеем, чтобы не рассыпать. Осторожно приподнимите чуть- чуть выше и понюхайте муку.
- Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный).
Значит, мы можем сделать вывод, что мука имеет запах.
- Ребята, посмотрите, что я сейчас делаю. Показываю, как сыплется мука. Что происходит с мукой? Мука сыплется. Какая еще значит мука (Сыпучая).
- А теперь возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Какая мука? ( ответы детей: мягкая, пушистая, воздушная, легкая). Делаем вывод, что она мягкая, пушистая, легкая, воздушная.
- Теперь аккуратно разровняйте муку по тарелочке, чтобы не рассыпать. Приложите свои ладошки к тарелочке с мукой, затем также аккуратно уберите руки с тарелочки, оттряхните ваши руки от муки в тарелочку же и посмотрите, что же получилось. Правильно остался след. Значит еще, можно и оставить свой след.
- А сейчас, давайте мы с вами нарисуем солнышко. Для этого сначала нарисуем круг и пустим лучики. Ребята, вот видите, мы нарисовали солнышко и подарили друг другу, и нашим гостям улыбки, чтобы наш день прошел добрым и улыбчивым.
- Молодцы ребята. Теперь также аккуратно отодвиньте ваши тарелочки с мукой и послушайте.
4. Беседа с детьми их ответы (игра с мячом) – Ребята, а для чего нужна мука?
- Ответы детей: Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье … А еще из муки можно выпечь очень много вкусного и интересного. Откуда у нас берется хлеб дома (из магазина, А в магазин, откуда попадает (из пекарни). А в пекарню в виде чего завозят (в виде муки). А мука берется из чего (из зерна). Правильно, мука берется из зерна. Какие виды зерен вы знаете (пшеничный, ржаной, можно испечь белый и черный хлеб). А кто мне может назвать пословицы о хлебе.
1. Хлеб всему голова.
2. Хлеб да соль, вот и обед пошел.
3. И худой живот, хлеб жует.
Ребята, а помните, мы с вами тоже сажали семена. Напомните мне, пожалуйста, что мы с вами сажали и как сажали, я совсем забыла последовательность. Для чего мы с вами сажали рожь в группе, для кого (для птичек, и кошек).
5. Дидактическая игра. Ребята, давайте с вами вспомним, одну игру. У вас на столах лежат, листки, возьмите и положите их перед собой, пожалуйста. Послушайте, что вы сейчас должны сделать. Вам надо разложить рисунки правильно. А именно: то, что из чего мы печем, вы кладите к рисунку, где изображена плита, а то, что из чего мы варим кашу, кладите к рисунку, где изображена кастрюля, А то, что не подходит ни туда, ни сюда оставьте на тарелке же. (В это время я не стою, хожу и спрашиваю, почему ребенок положил тот или иной рисунок, именно к плите или кастрюле).
6. Физкультминутка. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и немножко размяться. Попрошу вас, встать сзади ваших стульчиков и сделать шаг назад. Давайте мы представим, что будто колоски в поле, будем повторять и делать движения согласно словам из стихотворения.
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
7. Продолжение эксперимента с мукой. Ну что же мы с вами немножко размялись, отдохнули, а теперь давайте продолжим изучение муки дальше. Давайте сейчас каждый из вас займет свое место. Сразу сядьте удобно, чтобы вам ничего не мешало заниматься.
-Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Правда? Давайте проверим. У вас на столе на тарелочках стоят стаканчики с водой и мукой, посмотрите, какая вода в стаканчиках: чистая, прозрачная. Осторожно, чтобы не пролить на стол, влейте воду в муку. Посмотрите, вода была прозрачная, а теперь стала какая? (белая).
-Почему вода стала белая? (в нее попала мука).
-Чем же нам перемешать? (ложкой).
Возьмите ложки и перемешайте осторожно.
-Скажите, а сейчас мука сыпучая? (нет).
-Какая стала мука? (липкая).
Вывод: когда мы добавили в муку воду, она стала липкая и совсем перестала сыпаться.
8. Новое для детей. Посадка овса в яичной скорлупе. Заранее подготовить скорлупы яиц, положить в них вату. Скорлупу из яиц поставить на подставку, а под скорлупой положить семена овса.
-Ребята, мы с вами наблюдали и внимательно следили, как поведет себе рожь, посаженная в землю. Рожь дала всходы, выросла, теперь мы можем использовать рожь по месту назначения так, как и запланировали. Покормить птиц, но у нас еще дома живут кошки. Для них ребята, мы с вами посадим овес не в землю, а в яичную скорлупу, так как вы это сможете сделать и дома с родителями, для своих любимых кошек. А когда семена овса дадут ростки, ваши кошки смогут полакомиться свежей зеленью. Ну что же, начнем? Сегодня мы с вами попробуем посеять семена овса в яичную скорлупу и продолжать нашу исследовательскую работу дальше. Для этого подвиньте к себе подставку для яиц, затем аккуратно приподнимете скорлупу, чтобы она не сломалась, что вы видите внутри яичной скорлупы (вату, правильно, она нам нужна для того чтобы семена прижились; а что вы видите, под скорлупой? (Семена, достаньте их, поставьте обратно скорлупу яичную на подставку, а затем положите семена внутрь. Что мы должны сделать теперь? (Полить). Правильно, возьмите лейки полейте. Вот и мы посеяли овес, будем наблюдать, продолжать нашу исследовательскую работу дальше. Главное ребята, что мы должны делать посаженными семенами (любить, ухаживать и поливать).
9. Итог занятия. Ну что же, вот и закончилось наше занятие. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что нового вы узнали, что вам больше всего понравилось, чем мы занимались, ведь я должна отправить обратное письмо тетушке Сове, рассказать, что мы справились с заданием, чтобы она порадовалась за нас. (Ответы детей). Да, вы большие молодцы. Запомнили то, чем мы с вами занимались. Узнали, свойства муки, напомнили мне посадки ржи, и даже успели посадить овес в яичную скорлупу для дальнейшего наблюдения. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за то, что они пришли к нам.