Лучший педагог года

Цикл бесед для дошкольников «Север далёкий и удивительный»

Виктория Дмитриева
Цикл бесед для дошкольников «Север далёкий и удивительный»

Цикл бесед на тему

«Север далёкий и удивительный».

1. Географическое путешествие

«Тундра».

Слово «тундра» на финском языке означает горную пустынную местность. Позже так стали называть равнинные северные области. В нашей стране тундра занимает огромную территорию, протянувшуюся широкой полосой вдоль побережья северных морей.

Публикация «Цикл бесед для дошкольников „Север далёкий и удивительный“» размещена в разделах

В тундре совсем нет леса. Лес не растёт здесь из-з холодного неблагоприятного климата. Но хотя и нет леса, там много лесных растений, таких как голубика, морошка, брусника, мхи. Учёные предполагают, что когда-то в древности лес на территории тундры был. Но потом наступило похолодание и лес отступил. Растут в тундре карликовые берёзы и ивы. В лесу травы и мхи прячутся за мхами от холодного ветра.

В тундре очень много речек, ручейков и болот. Из – за большие количества воды здесь любят селиться водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди, гагары. Но на зиму они улетают далеко на юг, ведь в некоторых областях тундры зимой морозы бывают ниже 50 градусов.

Однако, несмотря на такой холод, в тундре и зимой есть обитатели. Правда, их немного. Это Северный олень, песец, полярная сова и куропатка, мелкие грызуны.

В тундре раньше не было ни сёл, ни городов. Местные жители занимались охотой и разведением домашних северных оленей. Оленю, чтобы кормиться, надо постоянно перемещаться с места на место – то в одном месте съест лишайник и переходит на другое. И человеку приходится кочевать за ним. Мясо оленя шло в пищу, оленьи упряжки заменяли транспорт, а из шкуры оленя делали тёплую одежду и даже жильё.

Сейчас учёные добились того, что в южных районах тундры выращивают овощи и разводят молочный скот.

2.«Познавательная беседа на тему

«Сказочная Чукотка»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием природы нашей Родины, с особенностями жизни народов Севера, их традициями, воспитывать любознательность, интерес к жизни народов нашей страны.

Материалы: Картины с изображением тундры, Чукотки, книги, иллюстрации, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения сказочных героев фольклора народов Севера.

Содержание.

Чукотка – самая далёкая и суровая земля нашей страны. Два океана сливаются у её берегов: Северный Ледовитый и тихий.

Тут живут чукчи, искусные охотники на китов и моржей, тюленей, пастухи – оленеводы, которые кочуют по тундре с оленьими стадами, охотники за медведями, волками, лисами.

Приезжему человеку Чукотка может показаться холодной, неприветливой, но для чукчей нет лучшей земли.

С детства маленький чукча умеет развести костёр, когда идёт мокрый снег, поймать арканом оленя в стаде, узнать каждую птицу по крику, а зверя по его следу.

Он никогда не спугнёт моржей с лежки на берегу. Они плывут сюда за сотни километров, чтобы выспаться после долгой полярной зимы. Крепко спят моржи в короткое северное лето. Чукчи не тревожат их, а то разбудишь, спугнёшь моржей – и не вернутся моржи на этот берег.

Маленький чукча хорошо знает повадки оленя. Быстро идут олени по болотистой тундре, переходя с одной сопки на другую. Разбредаются, щиплют белый мох –ягель, и не собрать их чукче –пастуху в стадо без маленьких оленегонных лаек. Когда лайки пригоняют оленей, чукча сразу видит, сколько оленей потерялось, потому что каждый помнит своего оленя.

Знает маленький чукча и ворона, который живёт на скале, недалеко от стойбища. Его знали бабушка и дедушка нынешнего чукчи, когда они были маленькими. После охоты ему оставляют куски мяса. Никто не обидит ворона, потому что все уважают его. Недаром с древних времён о вороне сложено столько волшебных сказок. В них он и смешной, и добрый, и мудрый.

В сказках чукчей живут все звери и птицы, которых каждый чукча знает с детства: огромный морж и маленькая евражка, дикий олень и морская чайка, белый медведь и полярная куропатка.

Когда сказочник рассказывает свою сказку про ворона, он и сам верит, сто ворон куркуль запрягал песцов в лодку – нарты, а когда рассказывает про медвежонка и зайчонка, верит, что медвежонок и зайчик пили чай в яранге. И чем сильней сказочник верит, тем больше он славится среди чукчей.

Из дальних стойбищ приезжают к знаменитому сказочнику маленькие чукчи и взрослые, чтобы послушать его сказки.

3. Занятие – беседа для детей старшей группы «О природе и жизни людей на Севере».

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием природы нашей Родины, закрепить умение чётко и последовательно отвечать на поставленные вопросы, воспитывать любознательность.

Материалы: картины, изображающие природу и жизнь на Севере, книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает детям рассказ из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля». Это рассказ о северной земле – тундре. «Равнина серая, унылая и седая. И небо над ней скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Всё плоско и бесконечно.

Если встретишь лес – то высотой по колено. Ивы, берёзы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы – подберёзовики. А уж олень или человек – совсем великан.

Тут на дню по пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползёт туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождиком. Третья - пробарабанит крупой ледяной. Четвёртая – снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдёт – тогда опять солнышко и тепло.

Ярче всего тундра летом. На лужах пё стрые птицы: белые, чёрные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, жёлтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится тёмной, а всё небо – золотым. Чумы пастухов кажутся тогда лёгкими горами – вулканами. И дымки курчавятся над их вершинами. Олени лежат лениво, рога оленей ветвистые, на золотом закате как сказочный лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось.»

Вопросы к беседе :

1. Почему писатель назвал тундру «седой землёй»?

2. Какие животные живут в тундре?

3. Расскажите, какая тундра бывает летом? Вспомните, как об этом писал писатель.

4. Воспитатель предлагаем детям рассмотреть иллюстративный материал, рассказать, они видят на картинках. Затем рассказывает о труде людей, живущих на севере.

- На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину. Он даёт ему мясо и тёплую шерсть.

Беседу можно закончить, рассматривая картины, изображающие труд оленеводов.

Публикации по теме:

Цикл бесед с детьми подготовительной группы Тема: «У портретов композиторов» Цель данного цикла бесед: формирование у детей основ музыкальной культуры посредством знакомства с творчеством композиторов. Задачи:.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 2 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 3 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное:.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 4 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. Тема 6 — «Урок вежливости». Часть 1 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Картотека бесед по ОБЖ для 2 младшей группы. Картотека бесед по ОБЖ для 2 младшей группы. 1. Беседа «Как козлята встретились с Бабой-Ягой». Задачи: воспитывать у детей чувство осторожности,.

Папка для рассматривания и бесед с детьми «Где живет витаминка»Папка для рассматривания и бесед с детьми «Где живет витаминка» Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Всем хорошо известно.

Сценарий познавательно-спортивная игры для старших дошкольников «Путешествие на далёкий север» Сценарий игры «Путешествие на Крайний Север» Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, коммуникация. Задачи:.

Проектная деятельность дошкольников в средней группе. Проект «Этот удивительный транспорт» Проектная деятельность дошкольников в средней группе. Проект: «Этот удивительный транспорт» Составили воспитатели: Зайцева Г. Н., Сопрунова.

Планирование занятий-бесед по ПДД в младшей группе Профилактические беседы в младшей группе «Дорожно – транспортный травматизм» Дата Беседа Участники Ответственные Сентябрь «Грузовая машина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл бесед для дошкольников «Север далёкий и удивительный»
Опубликовано: 27 января 2016 в 21:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД