Лучший педагог года

Цикл музыкальных занятий «Что за чудо рябинка»

Наталья Терехова
Цикл музыкальных занятий «Что за чудо рябинка»

музыкальный руководитель

Терехова Наталья Александровна

ЦИКЛ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО ТЕМЕ: «ЧТО ЗА ЧУДО РЯБИНКА

I ЗАНЯТИЕ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие

Задачи:

1. Прививать любовь к родному краю, природе.

Публикация «Цикл музыкальных занятий „Что за чудо рябинка“» размещена в разделах

2. Приобщать детей к миру народной культуры через музыкальный фольклор.

3. Развитие умения слушать музыкальное произведение и понимать о чём, или о ком оно.

4. Развивать кругозор память речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями.

Музыкальный репертуар :

1. Людмила Зыкина «Тонкая рябина».

2. музыкальная игра «Ягодка – рябинка»

Пособия и материал:

1. слайд – шоу: декоративно – прикладного искусства «Рябиновые мотивы»

2. слайд – шоу: хохломская роспись.

3. Корзиночка с ягодами рябины (пластмассовые, красные шарики)

Ход занятия:

После приветствия, музыкальный руководитель обращает внимание на корзиночку, в которой лежат ягоды рябины (пластмассовые шарики, красного цвета из сухого бассейна). Она накрыта платочком. Муз. рук, берёт её в руки.

Муз. рук: Ой, ребята, посмотрите, что это я нашла? Да, это корзиночка.

Интересно, кто её потерял? Вы не теряли ребята, корзиночку? Так, и я не теряла корзинку. И как мы хозяина отыщем? Давайте ребята присядем на стульчики, и заглянем в корзиночку, чтоб узнать, что там лежит.

Дети рассаживаются на стульчики. Муз. руководитель снимает, платок и показывает ребятам, что там внутри.

Муз. рук: Посмотрите, да тут лежат ягодки. Интересно, а что это за ягоды, от какого дерева? Конечно, это ягоды рябины.

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево - рябина! В. Сибирцев

Муз. рук: Рябина - одно из наиболее любимых деревьев в России. В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд осенью. Это дерево считалось оберегом (это предмет, который защищает, оберегает от плохого). Вот и раньше, в деревнях обязательно около избы садили рябину, чтоб она оберегала дом, семью и приносило счастья в дом. С красной рябиной связано очень много народных обрядов (обряд – это традиции) и поверий. Это дерево считалось и считается – деревом семейного счастья. Красоту рябины, стали понимать очень давно. «Рябиновые мотивы» издавна включились в вышивки мастериц. Яркими узорами из веточек рябины украшались рубашки, полотенца, скатерти.

слайд – шоу: декоративно – прикладного искусства «Рябиновые мотивы»

Муз. рук: И в росписи по дереву, рябина нашла своё место.

И скажите, пожалуйста, как называется роспись по дереву, где используются красные ягоды рябины?

Правильно, это хохломская роспись.

слайд – шоу: хохломская роспись.

Муз. рук: А сколько народных песен, посвящено рябине! Сколько поэтов воспивало её в своих стихах. И очень много существует сказок, загадок и легенд о рябине.

И сейчас внимательно послушайте легенду о рябине. Легенда о любви и семейном счастье. И откуда появилось дерево рябина.

«Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева».

Муз. рук: Ребята и сейчас, давайте послушаем русскую народную песню «Тонкая рябина», она посвящена легенде о любви и семейном счастье. Её испоняет русская народная певица Людмила Зыкина. А потом вы мне расскажите, как звучит характер песни, как её исполняют.

видео: Людмила Зыкина «Тонкая рябина».

После просмотра, прослушивания песни, разбираем характер музыки, характер исполнения.

Муз. рук: Но, давайте – ка мы грустить не будем, всё - таки рябина приносит в дом счастья, а это значит радость и веселья. Мы сейчас с вами поиграем, и в этом нам помогут ягодки – рябинки, которые мы нашли.

Муз. рук, достаёт красный шарик (как - будто рябина), из корзинки.

музыкальная игра «Ягодка – рябинка»

цель: вспомнить танцевальные народные движения, которые используются в пляске.

ход игры: дети становятся по кругу, под определённую музыку дети передают ягодку из рук в руки. Затем на паузу, дети перестают передавать. У кого в руках оказались «ягодки» выходят в круг и выполняют танцевальные движения, все хлопают.

После игры, занятие заканчивается. Муз. рук ещё раз напоминает о чём сегодня была беседа и предлагает отправиться на улицу, и найти дерево рябину и её рассмотреть.

II ЗАНЯТИЕ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие

Задачи:

1. развивать умение на слух определять знакомое музыкальное произведение, определять характер музыки;

2. развивать умение определять того или иного образа через художественное слово, живопись;

3. воспитывать любовь к родному краю, расширение кругозора детей.

Музыкальный репертуар :

1. Людмила Зыкина «Тонкая рябина».

2. видео: хороводная Смоленской обл. " Рябина, рябинушка" Донская плясовая

3. видео: хоровод «Рябинушка» (детский сад)

4. видео: хоровод "Все от русских рябин"

5. музыкальная игра «Рябинка, укажи тропинку»

Пособия и атрибутика:

1. картины художников И. Э Грабарь «Рябинка, Тарасенко Олексий «Снегири на ветках», Пласки «Ветка рябины», Олег Молчанов «Летняя красавица».

После приветствия дети садятся на стульчики.

Муз. рук: Ребята, а сейчас для вас загадка. Но она не простая, а музыкальная. Если вы её отгадаете, тогда о чём мы с вами будем вести сегодня речь, узнаете.

слушание: песня «Тонкая рябина» исп. Л. Зыкина

Муз. рук: Конечно, мы дальше продолжим узнавать всё о рябинке. Почему её так любили и любят люди до сих пор.

А интересно, почему ягоду назвали именно рябина? (ответ детей)

Это дерево получило свое название благодаря ярким ягодам. Мало того, что ягоды имеют яркий оранжевый цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах. Отсюда и название - "рябина".

Муз. рук: Рябина, очень красива в любое время года.

Нежно гладит куст рябины

Осень влажною рукой:

Ягод красные рубины,

И багряных листьев рой.

картина И. Э Грабарь «Рябинка

Зябнут берёзы, стынут осины.

Только горят на морозе рябины.

И отовсюду – смотри-ка, смотри!-

Греться к рябине летят снегири. Н. Меркушева

картина Тарасенко Олексий «Снегири на ветках»

Муз рук: А как любят ягодки рябины птички зимой.

Цветки – пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –

Место у беседки.

картина Пласки «Ветка рябины»

Муз. рук: А когда она цветёт весной, как – будто белый пух на ней лежит. Как белые кудряшки и из за этого называют её ещё кудрявой.

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод - для души,

Из рябины бусы очень хороши!

Олег Молчанов «Летняя красавица»

Муз. рук: А в летнюю пору, в старину, всегда водили хоровод вокруг рябины, пели, танцевали, восхваляли.

А скажите, пожалуйста, кто знает, что такое хоровод?

Слово хоровод, состоит из двух частиц. «Хор» - пение, «вод» - вести, идти. Значит получается, что это пение и танец.

В старину, считалось, если молодые парень или девушка, пройдут вокруг рябинки, то будут счастливыми и красивыми.

А как вы думаете, какая музыка у хороводов бывает? И в каком характере исполняются хороводные песни?

Давайте, посмотрим и послушаем, а потом определим.

видео: хороводная Смоленской обл. " Рябина, рябинушка" Донская плясовая

видео: хоровод «Рябинушка» (детский сад)

видео: хоровод "Все от русских рябин"

Муз. рук: Ребята, как же звучит музыка в хороводах?

Я с вами согласна, спокойно, плавно, мягко. Потому что, основное движение – это шаг спокойный, плавный, то есть хороводный шаг. От обычного шага он отличается большой плавностью и устремлённостью.

Давайте, и мы с вами попробуем хороводный шаг, потанцуем.

музыкальная игра «Рябинка, укажи тропинку»

цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, используя всю площадь музыкального зала. Развитие умения выполнять хороводный шаг.

ход игры: игра проводится, на подобии игры из программы «Ладушки», игра «Гусеница». Выбираются девочки «рябинки», которые ведут за собой ребят. Им на голову надеваются корасные платочки или красные ленточки. В конце получается четыре «рябинки», четыре «тропинки». Все ходят в разных направлениях

III ЗАНЯТИЕ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Задачи:

1. продолжать расширять кругозор детей, дать понятие, что такое хоровод;

2. формировать исполнительские навыки в области пения, движения.

Музыкальный репертуар :

музыкальноритмические движения: «Хороводный шаг»

музыкальная игра «Рябинка, укажи тропинку»

пение: «Уральский хоровод» Филиппенко

музыкальная игра "Рябина и птицы"

Атрибутика и пособие:

красные платочки (для девочек).

Муз. рук встречает детей у музыкального хала и предлагает им войти в зал, хороводным шагом.

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился хоровод.

музыкальноритмические движения: «Хороводный шаг»

приветствуют музыкальным приветствием друг друга.

Муз. рук: А сейчас, рябинку мы найдём,

И за ней по тропочке пойдём.

музыкальная игра «Рябинка, укажи тропинку»

цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, используя всю площадь музыкального зала. Развитие умения выполнять хороводный шаг.

ход игры: игра проводится, на подобии игры из программы «Ладушки», игра «Гусеница». Выбираются девочки «рябинки», которые ведут за собой ребят. Им на голову надеваются красные платочки или красные ленточки. В конце получается четыре «рябинки», четыре «тропинки». Все ходят в разных направлениях

После игры музыкальный руководитель предлагает, посидеть и отдохнуть.

Муз. рук: Ребята, а вы знаете, что мы живём с вами, в очень красивом и богатом крае, он называется Урал. И только у нас, в этом уральском крае растёт дерево рябина. И сейчас я вам предлагаю послушать песенку, которая так и называется «Уральский хоровод».

пение: «Уральский хоровод» Филиппенко

После прослушивание обговаривается о чём пелось в песне, какой характер музыки в песне. После чего, муз. рук для разучивания текста использует дидактическую игру.

музыкально – дидактическая игра «Волшебница рябинка»

цель: помощь в разучивании текста, в его закреплении. Развитие умения чисто интонировать мелодию песни.

Ход игры: муз. рук использует мячик «рябинка». На начальном этапе: у кого мячик, тот и пропевает, повторяет за музыкальным руководителем. М. р пропевает строчку, мячик бросает, у кого в руках мяч, тот повторяет. На следующих занятиях, когда закрепляется текст, мячик передают по «цепочке». Взрослый начинает, затем предаёт мяч, следующему, следующий дальше пропевает слова и. т. д.

После игры, исполняют все вместе, дети поют припев, муз. рук – куплет.

Муз. рук: А сейчас пришла пора, поиграть нам детвора.

Но на команды мы поделимся сперва.

музыкальная игра "Рябина и птицы"

Дети делятся на две команды: одна команда – это "ягоды рябины", а другая команда - "птицы".

Дети - «ягоды рябины» держат в руках картонный круг красного цвета или к картонному красному кругу крепится верёвочка, и круг с верёвочкой вешается на шею, как медаль.

Команды детей выстраиваются в две шеренги и становятся напротив друг друга в разных частях муыкального зала.

Команда птиц поё т такие слова:

«Ветер вдруг сильней подул,

Ягоды с рябины сдул.

Ветер ягоды гоняет,

Будто с мячиком играет.»

Команда рябиновых ягод отвечает :

«Эти ягодки летят,

К птичкам в клювик не хотят.

Ягодки скорей, скорей,

Птичкам будет веселей.»

После этих слов команда птиц, под музыку, ловит команду ягод рябины. «Ягоды рябины» стараются убежать от «птиц» и достигнуть того места, где находились «птицы». В этом месте «ягоды рябины» находятся в безопасности и «птицы» не могут их поймать.

IV ЗАНЯТИЕ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Задачи:

1. закрепит полученные знания, через игровую деятельность;

2. развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

3. учить детей работать командой,

4. воспитывать доброжелательность, любознательность, отзывчивость.

Музыкальный репертуар :

музыкальноритмические движения: «Хороводный шаг»

хоровод «Уральский хоровод»

эстафета «Собери рябиновые бусы»

музыкальная игра «Птицы и рябины»

Пособие и атрибутика:

Красные косынки, ИКТ «Лесовичок», блок – флейта или дудочка, или свистулька, всё для эстафеты 9красного цвета шары из сухого бассейна, они нанизываются на скакалку).

На занятии используется ИКТ (Лесовичок). Перед музыкальным залом лежит большой конверт. Дети с воспитателем, читают.

В лес ребята идите скорей,

И Лесовичку помогите быстрей.

Муз. рук: Что ж, тогда отправляемся лес, чтобы Лесовичку помочь.

Все друг за другом встаём,

И к Лесовичку в гости идём.

музыкальноритмические движения: «Хороводный шаг»

Муз. рук: Вот мы и в лес пришли,

А как Лесовичка найти!

Знаю, в дудочку сыграю сейчас,

Тут же он появится у нас.

Но, нужно присесть для начала,

Чтоб дудочка зазвучала.

Все садятся на стульчики.

Муз. рук играет в блок – флейту и на экране появился Лесовичок.

Лесовичок: Ой, ой, ой беда, случилась беда,

Все ягоды у рябины исчезли, не знаю куда.

А чтоб их вернуть нам друзья

Очень помощь ваша нужна.

Заданья будем выполнять,

И ягоды рябины возвращать.

Готовы! Ну вот первое задание, слушайте внимательно.

1задание: вспомнить народные приметы связанные с рябиной.

Рябина цветет рясно — много овса будет.

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

2 задание: спеть песню о рябине.

Дети исполняют хоровод «Уральский хоровод»

3 задание: эстафета «Собери рябиновые бусы».

Используются шарики из сухого бассейна, красного цвета, по 6 штук, на команду. У них с двух сторон сделаны большие дырки, для того, чтобы просовывать их на скакалку, как на ниточку. Так же 2 скакалки. По сигналу, первые дети берут шарик (ягоду, бегут к скакалке (ниточке) и нанизывают на неё шарик. Затем убегают. После следующий бежит ребёнок, и так далее, до тех пор, пока не получаться «рябиновые бусы». Кто быстрей.

4 задание: дети читают стихи о рябине, и играют в игру «Птицы и рябины»

После каждого выполненного задания, на экране ягода рябины на веточку возвращается. И в конце всего занятия, Лесовичок, благодарит детей и приглашает их в группу, на чай.

Публикации по теме:

Цикл занятий на основе логопедическая сказки на автоматизацию звука [Р] «Приключения тигренка Рыка»Цикл занятий на основе логопедическая сказки на автоматизацию звука [Р] «Приключения тигренка Рыка» Авторская логопедическая сказка на автоматизацию звука «Р» С применением артикуляционной гимнастики, биоэнергопластики, кинезитерапии,.

Цикл музыкальных пальчиковых игр для развития звуковысотного слуха МБДОУ ДС ОВ №2 МО Темрюкский район АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЦИКЛ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА.

Цикл занятий «Чтобы быть здоровым» для детей 3–4-х лет Программные задачи: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и.

Цикл коррекционно развивающих занятий для детей 5–7 лет Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет Введение. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для.

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста в «Экологическом музее» Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста в «Экологическом музее» № Наименование занятия Программное содержание Демонстрация.

Фотоотчет. Цикл занятий по развитию речи «Осень»Фотоотчет. Цикл занятий по развитию речи «Осень» Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Инжиниринг в детском саду. Цикл занятий в подготовительной группе «Уличный фонарь» Инжиниринг в детском саду «Уличный фонарь» (цикл занятий в подготовительной группе по конструированию, образовательная область «Познавательное.

Презентация «Цикл занятий по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» Цикл занятий по сказке П. Бажова «Серебряное копытце» Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы. Задачи: Развитие литературной.

Цикл занятий по охране природы родного края «Капитошка ищет друзей»Цикл занятий по охране природы родного края «Капитошка ищет друзей» "Капитошка ищет друзей" Занятия разработаны для воспитанников детского сада, расположенного на территории посёлка. Вместе с Капитошкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл музыкальных занятий «Что за чудо рябинка»
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 18:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД