Папки-передвижки

Цикл наблюдений за объектами живой природы

Марина Глухова
Цикл наблюдений за объектами живой природы

Открытие маленьких тайн природы

Цели:

познакомить детей с жизнью насекомых в природных условиях, показать их зависимость от растений;

от факторов неживой природы;

закреплять умения проводить наблюдения;

воспитывать эмоциональное отношение к природе, формировать умение видеть ее красоту.

Публикация «Цикл наблюдений за объектами живой природы» размещена в разделах

Ход наблюдений.

Клумба с турецкой гвоздикой. В июне зацветает турецкая гвоздика, и мы начинаем наблюдать за ней. Сначала внимательно исследуем само растение — высокие стебли с приятным запахом, с множеством белых, розовых и малиновых соцветий. Затем наблюдения распределяются по дням.

Первый день наблюдения

Я предлагаю детям понаблюдать, кто сегодня «придет в гости к гвоздике». ( Ответы детей после исследований: прилетели бабочка-крапивница, муха, похожая на пчелу, блестящий и шумный жук — бронзовка.) Чтобы ребята научились видеть взаимосвязь живой и неживой природы, обращаю внимание дошкольников на то, какая сегодня погода, светит ли солнце и т. п. ( Ответы детей: светит солнышко, на небе ни облачка, дует небольшой ветерок) Сколько на гвоздику прилетело жуков-бронзовок? На какую гвоздику они прилетели — на малиновую, розовую или белую? ( Ответы детей: все жуки сели на белую гвоздику). Затем предлагаю подумать, а почему так произошло, может быть, малиновая не пахнет? Дети нюхают цветки: оказывается, что она пахнет, как и белая. Может быть, насекомые просто не различают малиновый цвет? Пока на этот вопрос ответа нет не у кого.

Предлагаю воспитанникам рассмотреть жука и описать его: голова с глазками и усиками, шесть ног с множеством щетинок. Жук средних размеров, зеленый и блестящий. Что же он может делать на гвоздике? Нюхать или отдыхать? (Дети наблюдают). Жук ползает по цветкам, залезает в самую середину, оставляя при этом на поверхности лепестков только краешек брюшка. Как жук реагирует на это? Какое его тело на ощупь? (Твердое, похоже, что он не замечает наших прикосновений). Жук что-то ест, что бы это могло быть? Дети рассматривают цветок после посещения насекомого: сам цветок не изменился, все лепестки на месте. Может быть, пищей жука-бронзовки являются сладкий сок или пыльца, тычинки или пестики?

Второй день наблюдения

Для наблюдений обычно выбирается облачный день, с сильным ветром. Дети исследуют все растения гвоздики. В такую погоду они находят не больше двух бронзовок. Дети сами приходят к выводу, что время посещения цветков бронзовками зависит ОТ погоды: в сильный ветер и при похолодании они летают намного реже. Наблюдаем за полетом бронзовки — она не поднимает надкрылья, а просовывает их в прорези по бокам тела.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ НАБЛЮДЕНИЯ

В этот день дети отмечают, что погода снова изменилась: солнечно, жарко, нет ветра. На гвоздиках сидит больше десяти бронзовок, причем некоторые из них садятся и на малиновые цветки. Мы обсуждаем: случайность ли это. Все вместе Делаем вывод: жизнь насекомых зависит от погоды, от разнообразия растений. Например, если погода хорошая, то бронзовок оказывается очень много. Все они летят на запах цветущих растений (помимо гвоздики, это еще и пионы, шиповник). Предлагаю дошкольникам выяснить, садятся ли жуки-бронзовки на другие растения. Затем обращаю их внимание на то, как красив этот жук.

Наблюдения за другими насекомыми. Иногда, наблюдая за одним природным объектом, мы совершенно неожиданно видим совсем другой, не менее интересный, а иногда и редкого «гостя». Например, к нам прилетала бабочка-махаон, что вызвало у детей настщий восторг, ведь раньше они ее рассматривали только на картинках. Дошкольники не только любовались бабочкой, но и внимательно ее изучали: какого цвета ее верхние и нижние крылья, чем отличаются нижние крылья от верхних (цветом и отростками). Дети обратили внимание на довольно крупные размеры махаона, на необычно длинный рот, похожий на трубочку. Затем они выясняли, на какие цветки чаще всего садится эта бабочка, наблюдали за ее поведением. Я предложила им рассмотреть иллюстрации гусениц махаона — крупных, зеленых, с красными пятнами и полосками, с отростком на голове. Вместе мы сделали вывод: если бережно относится к растениям, выращивать лилии, на которые махаон часто садится, не обижать его гусениц, то эта бабочка станет прилетать к нам чаще.

Мы проводим длительные наблюдения за насекомыми, которых легко обнаружить, - бабочками-белянками. На какие растения они садятся. Сколько бабочке прилетает на клумбу? Предлагаю ребятам внимательно изучить шалфей, который так привлекает этих насекомых. Он небольшой, фиолетовый, с тремя лепестками и сильным резким запахом. Листья у шалфея удлиненные, овальные, с зубчиками. Через две недели дети сами замечают, что белянки уже не посещают шалфей. Мы обсуждаем, почему так происходит, проводим дополнительные исследования. Оказывается, что на месте маленьких цветочков шалфея теперь находятся коробочки с черными семенами, а нектара больше нет. Предлагаю подумать, где же теперь находятся бабочки-белянки. Дети высказывают свои предположения и проверяют их, изучая цветущие на территории растения, и выясняем, что многие бабочки меняют свои «столовые».

После любых исследований мы всегда обсуждаем, что необходимо сделать, чтобы вокруг было много разных бабочек и других насекомых. (Например, выращивать много различных цветущих растений, не обижать гусениц, не ловить и не трогать бабочек руками, не загрязнять лес, поля, луг — это дома насекомых).

Наблюдаем за шмелями и пчелами. Очень часто у детей наблюдаются трудности в определении: шмель это или пчела. Я предложила ребятам сначала найти то общее, что объединяет пчел и шмелей : 4 прозрачных крыла, характерный звук при полете, посещение у цветущих растений, сбор нектара. Затем мы стали искать отличительные признаки: у шмеля брюшко более круглое и опущенное, грудь и конечности расположены ниже. Чем у пчелы, его окраска ярче и контрастней, заметнее и полосы.

Следующее задание: определить, какие растения посещают пчелы и шмели на нашей территории? Большой интерес вызвали наблюдения за тем, как шмель вылезает из цветка, весь перепачканный пыльцой. Дошкольники сами заметили, что он не сбрасывает пыльцу с себя, а улетает с ней дальше, на другие цветы.

Даже если в одном цветке сразу оказывается несколько насекомых, они «не конфликтуют» между собой.

Дети заметили, что в солнечную погоду шмели летают течение всего

дня, а в дождливую — не летают совсем. Все эти факты дети обсуждали и осмысливали, предлагали свои гипотезы по поводу увиденного.

Интересными оказались и наблюдения за пчелами. Выяснилось, что «наши» пчелы чаще других растений посещают георгины. Интереснее всего наблюдать за тем, как пчела вылетает из цветка. (При этом она двумя средними ножкам переносит пыльцу со спинки на задние ножки, где находятся щетки для переноса пыльцы.)

Мы выяснили, что пчелы, в отличие от шмелей, летают в течение всего дня даже в пасмурную погоду.

После проведения наблюдений я спрашивала ребят, что им запомнилось больше всего, что удивило и т. п. Чтобы они вспомнили свои исследования, рекомендую задавать вопросы, например:

Чем шмель отличается от жуков, за которыми мы наблюдали? (Пушистый, у него 4 крыла, особая окраска.)

Почему шмель покрыт ворсинками? (Это защита от холода, с их помощью он чувствует, что находится вокруг.)

Что шмель делает усиками? (Ощупывает все окружающее.)

Какие у шмеля ноги? (Первая пара — тонкие, средняя пара — толстые и волосатые, последняя пара — самые толстые, с небольшими корзиночками.)

Как шмели используют эти корзинки? (Собирают в них пыльцу.)

Что шмель делает, прилетев на цветок? (Определяет, есть ли в нем какая-нибудь еда, то есть нектар.)

Как шмель определяет, где есть еда, а где ее нет? (По запаху.)

Чем питается шмель? (Нектаром и пыльцой.)

Зачем шмель складывает пыльцу в корзинки? (Уносит кормить своих деток.)

Как шмель укладывает пыльцу в корзинки? (Счищает с тела пыльцу средней парой ножек.)

Получается, что шмель летит сразу домой? (Нет, он летит на другой цветок. Пыльца с одного цветка попадает на другой, происходит опыление. Через некоторое время на месте цветка появляются семена.)

Для чего нужны семена? (Чтобы выросло молодое растение.)

Затем мы вместе с детьми делаем вывод: шмели помогают растениям, а растения кормят шмелей. Так насекомые связаны с растениями.

Огород

Огород — тоже прекрасное место для наблюдений. При перекопке почвы осенью здесь можно обнаружить, например, крупное насекомое — медведку.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Я предлагаю детям доказать, что перед ними насекомое, и описать его

(6 ног, грудь, членистое брюшко, крылья). Затем задаю вопросы:

• Как вы думаете, почему медведку так назвали?

• Какое у нее тело на ощупь? (Твердое, бархатистое.)

• Почему она не испачкана, хотя живет в земле? (Волоски не дают комочкам земли задерживаться на ее теле.)

• Как она передвигается по земле? (2-й и 3-й парой ног.)

• Какие у медведки крылья? (Укороченные.)

• Есть ли усики? (Есть, короткие и длинные.)

ВТОРОЙ ДЕНЬ НАБЛЮДЕНИЙ

С медведкой можно провести опыт. Насыпаем в садок земли и помещаем туда на время медведку, устанавливаем для нее поилку. Дети наблюдают, как она обходит садок, ощупывает все усиками. С помощью передних ног, похожих на «лопаты», насекомое зарывается в землю. Через какое-то время оно снова появляется на поверхности, очищает голову передними ногами, а брюшко — задней парой ног. Мы предлагаем медведке на выбор капусту и сыр. Сыр она съела, а к капусте не прикоснулась. (Медведка — хищное насекомое, а сыр съела, наверное, потому, что он Сделан из молока.)

ТРЕТИЙ ДЕНЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Дети предлагают медведке на обед грушу и морковь. Она ест грушу, морковь не трогает. В этот день она мало двигается.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ НАБЛЮДЕНИЙ

В садок к медведке подсаживаем небольшого дождевого червя, на которого насекомое нападает.

В заключение делаем вывод: медведка имеет разнообразные приспособления для жизни под землей (в том числе обтекаемую форму тела). Питается она некоторыми растениями и мелкими животными. После наблюдений медведку отпускаем в «родные места».

Каждый цикл наблюдений обсуждается с детьми. Открывая маленькие тайны природы, мы развиваем мышление ребенка, изменяем его отношение к природе.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений за золотой рыбкой Цикл наблюдений за золотой рыбкой. (безотносительно возраста дошкольников) Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме? Цель. Познакомить с аквариумной.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июль Июль Прогулка 1 Наблюдение за дождевым червем Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни,.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июнь Июнь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды; — учить выделять изменения.

Картотека наблюдений за объектами природы Тема. Наблюдение за солнцем. Цель. Установить, что солнце светит, но не такое жаркое, как летом. Процесс. Перед началом прогулки подойти.

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности.

Конспект наблюдения за объектами уголка природы для детей средней группы Конспект наблюдения за объектами уголка природы для детей средней группы Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин).

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Мир живой природы» Цель: дать знания о роли леса в жизни человека; является домом для насекомых, животных и птиц. Уточнить и расширить представления о зимовке.

Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе. Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются.

Статья «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы» «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Цикл наблюдений за питомцем- волнистым попугаем Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Цикл наблюдений за питомцем (волнистым попугаем) Наблюдение 1. Привет, я Кеша, я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл наблюдений за объектами живой природы
Опубликовано: 25 октября 2018 в 14:10
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД