Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Обь-матушка»

Венера Арсланова
Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Обь-матушка»

1. Тема: «Великая Обь».

Программное содержание: Дать понятие о реке Обь как самой крупной и красивой реке в Западной Сибири. Показать величие реки Оби и красоту тех мест, где она протекает. Познакомить с географической картой реки Оби: где берет начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, большие города вдоль реки Оби. Воспитание чувства гордости за великую реку.

Материал: 6 – 8 фотографий или иллюстраций с изображением реки Оби, географическая карта реки Оби, макет.

Ход занятия:

- Что вы знаете о реке Оби?

- Послушайте легенду.

Сибирь, величественный горный Алтай. Реки Бия и Катунь. Два притока несут свои мощные воды, вливаясь в одну большую реку Обь. Алтайский народ сложил об этих реках немало легенд. Вот одна из них. Много лет тому назад, когда не было в этих местах ни могучих гор, ни быстрых рек, жил здесь богатый хан. Звали его Алтай. И была у него дочка – Катунь. Красавица, каких свет не видывал. Ох, и сколько же поклонников добивались её руки, но она всем отказывала, потому что любила простого пастуха по имени Бий. Он тоже любил девушку. Но свои чувства они были вынуждены скрывать. Горе бы случилось, если бы хан узнал, что его дочь полюбила бедняка.

Но вот однажды хану надоели бесконечные визиты женихов, которым дочь каждый раз отказывала. Знала она, что её отец – человек крутого нрава, и если уж что решил, то так оно и будет. И той же ночью Катунь сбежала из родного дома и со своим любимым скрылась в густом лесу. Наутро узнал хан об исчезновении своей дочери, местные жители донесли ему, что она убежала с пастухом. Хан разозлился не на шутку, собрал своих лучших воинов: Сартыкпая, Сарлыка, Бабырхана и сказал, что Катунь достанется тому, кто её догонит. Воины бросились в погоню.

Не укрыться от них влюблённым, не спрятаться. Каждый хочет хану помочь и получить в жёны красавицу. Влюблённые решили сбить преследователей с пути и побежали разными дорогами. О месте встречи они договорились заранее. Вот уже близко условленное место, вот-вот их пути соединятся, однако воинам Алтая удалось поймать Катунь. Но девушка не мыслила своей жизни без любимого, она вырвалась и превратилась в реку

Помчалась она на север, пробивая дорогу среди камней. И пастух Бий превратился в стремительный поток. Изо всех сил мчался навстречу с любимой. Встретились Катунь с Бием, и кинулись друг другу в объятья. И, обнявшись, потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь. А незадачливых воинов хан Алтай превратил в валуны и камни. По сей день стоят эти горные громады в полном безмолвии: Сартыкпай, Сарлык и Бабырхан.

Прошло время. Горный Алтай сейчас называют раем для туристов. Красивые места, чудесный воздух, незабываемые пешие экспедиции и сплавы по горным рекам. Приезжают сюда, чтобы увидеть неповторимую красоту гор, покрытых вечными снегами, полюбоваться озёрами и водопадами и услышать легенды о реках, которые как влюблённые мчатся друг к другу с разных концов Алтая.

2. Тема: «Обь – труженица, кормилица» .

Программное содержание: дать понятие о реке Оби, как о кормилице страны, важнейшем экономическом регионе России. Показать значение Оби - труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в производстве электроэнергии. Познакомить с промысловыми рыбами, обитающими в Оби. Вызвать чувство гордости, что мы живем на такой могучей реке.

Материал: картины с изображением Оби, заводов и фабрик вдоль берега реки Оби, картинки с изображением обской промысловой рыбы.

Ход занятия:

- Почему люди селились возле Оби?

- Объясните, почему говорят, что Обь – труженица и кормилица?

- Послушайте мой рассказ (с показом иллюстраций).

Издревле человек использовал речную воду в своем хозяйстве. Ни один завод не может работать без воды. Современным заводам и фабрикам требуется много воды. Использованная вода сливается назад, в реку. Ее предварительно очищают в специальных очистных сооружениях. Но зачастую, эти сооружения настолько устарели, что половина вредных веществ остается в воде. Нужна вода и в сельском хозяйстве. Без полива нельзя получить хорошие урожаи.

Электростанции, сооруженные на берегу Оби дают нам электроэнергию.

Везде нужна вода и дает ее нам Обь – кормилица. Наша задача – сберечь чистоту обской воды. Сделать это очень трудно. Надеюсь, что когда вы вырастите, вы полностью решите эту проблему.

-Послушайте мой рассказ о промысловой рыбе, которая водится в Оби.

Река Обь в Сибири является самой богатейшей на рыбу, более того, в ней водится огромное многообразие различных видов рыбы. В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них промысловые. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, сиг, пелядь. Поэтому, где бы ни проходила рыбная ловля, надеяться на отличный улов можно всюду, даже недалеко от населенных пунктов. Объектами промысла являются - щука, язь, налим, елец, плотва, караси, окунь. (показ картинок с изображением рыб».

3. Тема: «Обь – поилица» .

Программное содержание: показать значение реки Оби, как источника питьевой воды. Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды. Познакомить с одним из способов очистки воды – фильтрованием. Научить делать простейшие фильтры и фильтровать воду. Учить беречь воду.

Материал: географическая карта реки Оби со всеми водными системами с прилегающими территориями;

Раздаточный материал (для опытов): три стакана с чистой водой, воронка, прозрачный сосуд для фильтра (пластиковая банка, фильтровальная бумага, чистый (прокаленный на огне) песок, уголь для фильтра. Масло растительное, земля и соль по 1 ложке.

Ход занятия:

1. Беседа

- Вода – дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится государство. Раньше воду пили из реки. Теперь она очень грязная.

- Можно ли очистить грязную воду?

- Как это можно сделать?

2. Изготовление фильтра

- Из чего можно сделать фильтр?

-Чтобы очистить воду надо затратить немало средств (денег) и времени.

-Давайте мы с вами попробуем изготовить фильтры:

- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;

- насыпать туда уголь;

- сверху чистый песок.

С каждым разом качество фильтра улучшается.

3. Проведение опыта по очищению воды:

- в стакане с чистой водой размешать ложку земли и ложку масла, пропустить через фильтр;

- в стакане с чистой водой размешать соль, профильтровать.

Дети делают выводы: земля и масло сразу отфильтровались, а соль не фильтруется.

Вещества, которые хорошо растворяются в воде, практически не фильтруются. В Оби достаточно много вредных веществ, растворенных в воде. Вот почему, прежде чем обская вода поступит к нам в дом, ее не только фильтруют, но и хлорируют. Хлор – это газ, который делает воду чище. Хлор сам постепенно выходит, поэтому воду рекомендуют отстаивать и кипятить.

Вывод: обская вода – наше богатство, которое надо беречь, воду использовать разумно, экономить.

3. Тема: «Человек и Обь».

Программное содержание: Дать понятие о природном равновесии реки, что человек не должен вмешиваться, и тем более загрязнять реку.

Помочь детям понять, как человек порой без злого умысла, просто не подумав, может нарушить это хрупкое равновесие. Подвести детей к мысли, что реку надо охранять.

Материал: письмо от «рыб» реки Оби, иллюстрации берегов Оби с мусором; на каждого ребенка альбомный лист и карандаш.

Ход занятия:

Почтальон приносит письмо от «рыб реки Оби».

2. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята. Мы, рыбы реки Оби, очень рады, что вы интересуетесь нами. Мы и другие обитатели реки очень просим вас помочь нам. Наш дом – река Обь – в опасности. С каждым годом вода становится все грязнее. Нам не выжить в грязной воде. Помогите нам, пожалуйста».

-Ребята, а почему вода становится все грязнее?

- А как мы можем помочь обитателям реки?

Предложить детям несколько ситуаций, которые приводят к нарушению природного равновесия в реке:

• Водитель помыл в реке свой автомобиль или мотоцикл. В воду попали бензин, смазочное масло. Мальки рыб, и многие другие обитатели реки погибли или заболели

• Моллюски пропускают через себя очень много воды и очищают ее от мелких растений. Ребята играли в игру «Кто больше соберет двустворчатых моллюсков». Без воды и пищи моллюски на берегу быстро погибли. Живых фильтров в реке нет - вода мутнеет. Меньше проникает света - растения страдают и начинают погибать. Меньше кислорода, который выделяли растения - труднее дышать рыбам.

• Рассыпанные удобрения дождевой водой смыло в реку – отравление всех обитателей реки – их болезнь и гибель.

• Кучи мусора на берегу во время паводка попадают в реку – результат тот же.

5. Охрана реки Оби (предложить детям обо всем сказанном делать свои зарисовки, наброски):

• Не бросать в воду мусор.

• Не оставлять мусор на берегу.

• Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).

• Не разбрасывать лишние удобрения и ядохимикаты.

• Установить современные очистные сооружения на заводах и фабриках.

• Расчищать родники и ручьи.

• Беречь воду.

• Оберегать растения – не рвать кубышки, кувшинки и любые другие растения.

• Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.

• По возможности помогать животным:

- зимой во льду делать лунки, чтобы поступал кислород, и рыбам было легче дышать;

- весной после разлива в лужах погибает много мальков – вылавливать их и в банках или ведрах переносить в реку.

Публикации по теме:

Цикл эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка: Потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребенка выражается в его желании.

Цикл занятий-упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Мир красок страны Фантазии» Упражнение 1 Цель: учить детей получать новый цвет, при накладывании одного основного цвета на другой, используя названия цвета в речи (зеленый,.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста 1. «Угадай по описанию» Цель: учить задавать.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Город Москва» Цель: расширять представления о Москве – главном городе, столицы России. Задачи: Образовательные: - формировать знания о Москве, её основных.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Тема: Путешествие в мир животных. Программные задачи: Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек –.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «1 сентября — День мира»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «1 сентября — День мира» Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром. Интеграция образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста «Где вода — там жизнь» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста. Тема:Где вода – там жизнь. Цель: Воспитывать у.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у старших дошкольников эмпатию, коммуникативные навыки, продолжить психопрофилактику и психокоррекцию агрессивности, конфликтности,.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Правила уличного движения» для старшего дошкольного возраста Цель: Закреплять знания о правилах поведения на улице. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. Оборудование: Макет.

Автор публикации:
Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Обь-матушка»
Опубликовано: 21 мая 2016 в 20:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт со скорлупой яйца»
Дети от природы очень любопытны. Чем больше ребёнок узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но...
Лэпбук «Зима — оттенки белого»
Преимущества занятий с лэпбуком: • лэпбук отличается от других дидактических пособий компактностью и универсальностью, • информация в лэпбуке...
«О чём нам рассказывает название улицы Мизерова» в рубрике «Записки путешественников»
Улицы нашего города. Как много они могут рассказать о прошлом Красноуфимска. В «Записках путешественников», на сей раз, мне хочется поведать вам, уважаемые...
Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и мир человека» для второй младшей группы. воспитатель Николаева Анна...