Цикл занятий «Вдоль по речке Иловле» ( №1)

Овчарова Лариса
Цикл занятий «Вдоль по речке Иловле» ( №1)

«Вдоль по речке Иловле»

Цель:

расширять представления о водоемах,

познакомить детей с разнообразием обитающих в воде и на поверхности воды водных и околоводных организмов (на примере р. Иловля,

помочь увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода,

развивать навыки экспериментальной деятельности, совершенствовать знания о родном крае.

учить понимать и правильно судить о бедах природы,

воспитывать экологически правильное поведение в природе.

Оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением водоемов, полоски синей ткани для моделирования водоема, карты России и Волгоградской области, картинки с изображением животных нашего региона живущих в воде и около воды; оборудование для проведения опытов с водой.

Предварительная работа.

- Просмотр слайдов и видеофильмов в рамках эколого – просветительской деятельности природного парка «Донской»

- Экскурсии на водоем

- Чтение сказок и рассказов Н. А. Рыжовой о воде, сказки «Почему Дон Ивановичем зовут»

- беседа с детьми «Вода кругом вода», «Источники загрязнения воды?»

- дидактические игры «Кто в реке живет», «Что в реке растет».

- П/игры: «Караси и щука» и др.

Занятие 1

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас удивить. Вы умеете удивляться? Знаю, что умеете. (Покажите как.)

Самым удивительным, интересным будет то, что вы видите каждый день. Давайте попробуем увидеть новое в привычном, обыденном.

Что в гору не вкатишь,

В решете не удержишь,

В руках не унесешь? (Вода).

Действительно, мы будем говорить о воде.

Приглашаю вас в путешествие. Пойдем вдоль реки. Какие названия рек вы знаете? (Ответы детей.) Подумайте, вдоль какой реки нам ближе и удобнее совершить пеший поход? (р. Иловля).

- Давайте рассмотрим карту и уточним маршрут.

- Как называется наша страна? (Россия. Показ на карте).

- Какой город дал название области в которой мы живем? (Волгоград).

Значит, мы возьмем карту Волгоградской области.

-Как называется наш поселок? (Иловля. Показ на карте Волгоградской области). Это центр Иловлинского района.

-Почему он так называется? (Стоит на реке Иловля).

А название реки произошло от слова ил- «осадок, мягкий грунт» - и обозначает «речка с илистым дном». Давайте проследим путь реки по карте.

- Каким цветом обозначаются реки на картах? (Синим).

-О чем нам может рассказать карта?

Как рождаются реки.

Река Иловля берет начало из крохотного родника в Саратовской области. А в Волгоградской области течет по территории трех районов – Камышинского, Ольховского, Иловлинского (ее длина о. 350км).

Почему реки текут извиваясь.

Река не течет строго по прямой. Почему? (Воде постоянно приходится преодолевать самые разные препятствия, обходя холмы и возвышенности). Любая извилина реки зарождается как небольшой поворот перед препятствием.

Есть ли у реки руки и ноги.

Человек наблюдал за природой и всегда искал в ней сходство с собой. Вот и получилось, что реки имеют «руки» и «ноги». Так можно назвать притоки – более мелкие реки, впадающие в главное русло потока. (Покажите их у реки Иловля).

Куда бежит река.

Река стремится влиться в воды более крупной реки, озера или моря. Наша река Иловля впадает в более крупную реку Дон.

Воспитатель: С картой мы разобрались, а теперь создадим свою речную систему.

Моделирование русла реки Иловля.

Самая широкая и длинная полоса голубой ткани превращается в главную реку – Иловлю, полоски поменьше – в притоки Иловли их 6 справа и 3 слева).

Задача детей – разложить голубые полосы так, чтобы притоки впадали в большую реку, а сама Иловля – в более крупную реку Дон.

Вывод: на Земле много разных рек больших и маленьких, все они куда-то бегут: некоторые, как наша Иловля, в другие реки, некоторые в океаны, моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Все они связаны между собой.

Послушайте стихотворение «Речка» Э. Мошковской.

- Маленькая-маленькая речка,

Куда ты бежишь?

-Далечко!

-Страшно бежать далечко,

Маленькая-маленькая речка!

Ямы пойдут,

Овраги,

Камни пойдут,

Коряги,

Может и зверь случиться!

-Я ему дам напиться!

-Встретишься с пнем рогатым,

Старым и бородатым,

С древней кривой сосною!

-Я им ноги омою!

-В полночь бежать придется,

В полночь Яга крадется!

Если она обидит?

-Обидит?

Никто не увидит!

-Маленькая-маленькая речка,

Зачем ты бежишь далечко?

Зачем тебе труд да горе?

Что там далечко?

-Море!

Игра: «Море волнуется»

Воспитатель: Ребята, прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо поработать в лаборатории и познакомиться с некоторыми свойствами воды, ведь даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, способен нас удивить. Знание свойств воды поможет нам понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Исследовательская деятельность детей «Вот так вода!»

Дети надевают шапочки ученых, прицепляют бейджики с нарисованной капелькой и проводят опыты с водой – программа Н. А. Рыжовой «Нащ дом –природа» блок «Вода» с. 27 .

В заключение еще раз перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода-это жидкость, у которой нет цвета, запаха, формы и т. д.)

Публикации по теме:

Викторина «Наши любимые кошки» ВИКТОРИНА «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КОШКИ» 1. в какой стране кошка считается священным животным? В Древней Греции В Древнем.

Приобщение дошкольников и родителей к сохранению водных ресурсов и их рациональному использованиюПриобщение дошкольников и родителей к сохранению водных ресурсов и их рациональному использованию Актуальность проблемы: 1. Растущие потребности промышленности и сельского хозяйства в пресной воде. 2. Проблема сохранения существующих.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Цикл занятий «Вдоль по речке Иловле» ( №1)
Опубликовано: 11 марта 2015 в 22:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия – это одна из специальных форм психологической помощи, которая базируется на искусстве, а именно – на творческой и изобразительной деятельности ребёнка или взрослого. В этом случае человек не...

6 декабря. Праздник самодельных новогодних елочек на МААМ

«В лесу родилась елочка» — слова этой песенки в России знают все от мала до велика. А ведь этому новогоднему гимну уже больше ста лет. Простая, но милая сердцу, композиция стала поистине народной, но у...

Сценарий новогоднего праздника в младшей группе «Праздник Елочки»
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе. Праздник Елочки. Действующие лица: Дед Мороз ( Д. М, Снегурочка, ведущий – взрослые; Петушок, Медведь,...
Сценарий новогоднего праздника «Волшебный Новый год» для детей средней группы
Звучит музыка. Дети вбегают в зал и танцуют вокруг ёлочки. Ведущая: С Новым годом поздравляем! Счастья, радости желаем! Пусть мечты сбываются! Праздник...
Беседа с детьми младшей группы: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать...