Овчарова Лариса
Цикл занятий «Вдоль по речке Иловля»
Занятие 2
Цель:
Дать понятие, что водоем - это тоже дом, где обитают животные, растения, рыбы, насекомые.
Познакомить с их образом жизни, повадками.
Пополнить словарь новыми словами: рогоз, кубышка, клоп – водомерка и т. д.
Воспитывать бережное отношение к водным обитателям.
Воспитатель: Посмотришь на реку
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу,
Незнамо куда.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересное жизнью живет!
Публикация «Цикл занятий „Вдоль по речке Иловля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
А кого из обитателей водоемов вы знаете? (за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. После подсчета результатов ребенок получает значок. «Кто в реке живет»)
Предлагаю отправиться в путешествие вдоль реки.
Вот мы, например, живем на суше, и нам кажется, что суша – это самый лучший дом. А жители водного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды.
Игра: “ Идем вдоль реки”
Разложить вдоль созданной речной системы картинки с изображением животных нашего региона, живущих в воде и около воды (лягушки, черепахи, бобры, водяные пауки, жуки, улитки и т. д.). Встаем у начала реки. Дети пантомимой изображают, как из-под земли пробиваются струйки родника и дают начало нашей реке.
Воспитатель. А теперь пойдем вдоль реки. Приближаясь к картинке с изображением животного расскажите о нем. Главных жильцов подводного царства -молчаливых рыб - нелегко заметить. Прячутся они, если и есть.
На закате дремлет речка,
По воде круги плывут
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть.
Рыбкам выплеснуть на воздух
Все равно что нам нырнуть
(Е. Стюарт)
(Дети рассматривают рыб нашего водоема, их внешний вид, чем похожи, чем отличаются, вспоминают загадки о рыбах, рассказывают о жизни рыб).
Комментарии воспитателя по ходу движения и встреч с обитателями реки.
Окунь
Окунь назван так за большие красивые глаза. «Окунь» - от слова «око», а око и есть глаз. Черные полосы на теле окуня помогают ему прятаться в камышах и траве.
Воспитатель. Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она на маленьких рыбешек и на крупных. Если голодная, утащит на дно утенка или гусенка. Но еще одно прозвище есть у щуки — речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространиться болезням.
Затем детям предлагают познакомиться еще с 3 - 4 рыбками. Для этого выкладывают карточки с изображением красноперки, линя, сома и рассказывают об этих рыбах.
Красноперка привлекает внимание своими красными плавничками, поэтому так и называется.
Линь на суше покрывается пятнами, лохмотьями. Эта слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила такое название.
Сома природа наградила длинными усами, которые он использует как приманку, зато у этой рыбы голое тело без чешуи. Живут сомы в больших реках с медленным течением. Питаются рыбами, лягушками, иногда нападают на водоплавающих птиц.
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом.)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
(Щука.)
На дворе зима ли осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки.
(Окуни.)
Комар
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
Стоит только присесть у воды, как тотчас раздается рядом докучный звон, это комары целыми стаями вьются у воды и всегда готовы нас укусить.
В воде живут личинки и куколки комаров. А маленький комарик, который выходит из куколки торопится улетать от воды, плавать комар не умеет.
Кровь сосут только самки комаров, а самцы питаются нектаром.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это?. (стрекоза)
У самого берега снуют хрупкие стрекозы. Изредка они присаживаются на какой – нибудь стебелек, чтобы съесть пойманную жертву. Стрекозы хищники, они питаются мелкими
насекомыми и их личинками. Иногда в поисках добычи они залетают далеко на луга, в лес, но всегда возвращаются в водоем, потому что именно там происходят чудесные превращения стрекозы. Мама – стрекоза отложит яички в стебель водного растения и с наступлением осени погибнет. Со временем из яйца выйдет личинка и почти 3 года будет жить в водоеме. В один прекрасный летний день личинка выползает по стеблю из воды и начинает обсыхать. Высохшая шкурка лопается и из – под нее появляется взрослая стрекоза, которая сразу же отправляется на охоту.
Игра «Стрекоза, комары и слепни» (стрекоза ловит девочек – комаров и мальчиков - слепней).
Жук плавунец.
Шевеля усами важно,
Он вперед полезет отважно.
Черный носит он сюртук,
Посмотрите, это. (жук)
Прибрежные растения служат прекрасным домиком – укрытием для многочисленных обитателей водоемов.
По воде зеркальной чистой,
Как по синей глади льда,
Мы не хуже хоккеистов
Носимся туда – сюда. (водомерка)
Скользят по воде ловкие клопы – водомерки (они бегают только на средних и задних ногах, передними они хватают и подносят ко рту добычу). Охотится на неосторожных соседей жук плавунец. Это один из самых крупных жуков водоема. Свое имя он получил за любовь к плаванью. Овальное туловище плавунца покрыто жестким темно – коричневым панцирем. Усики помогают ему ориентироваться в пространстве. Под крыльями он запасает воздух.
Яйца плавунца развиваются в воде,из них вылупляются личинки.
Личинка хватает все, что движется рядом, а потом проверяет: а можно ли это съесть? Потом личинка выбирается на берег и зарывается в землю. Перезимовав,из личинки появляется молодой жук.
Ракушка перловица.
Черный, ребристый, невзрачный на вид,
Дом перламутровый дегтем залит.
До половины зарыты в песке
Две черных ладошки на толстой ноге.
Хлопнут ладошки – и домик закрыт:
Камень шершавый в речке лежит.
Ее можно встретить на песчаном дне пресноводного водоема. Передвигается перловица мало, и неохотно, чаще ночью, оставляя после себя хорошо видную бороздку. Превращение перловицы начинается с деток – яичек, из которых появляются личинки. Личинки цепляются за чешую и плавники рыб и так путешествуют, пока не вырастут. Наконец, выбрав подходящий водоем, отцепляются от рыбы и падают на дно, начиная самостоятельное существование.
Игра: «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому – нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Игра: «Чудесные преображения»
Дети выкладывают стадии развития некоторых водных и околоводных животных нашего края – комар, жук плавунец, лебедь, перловица, стрекоза и т. д.
В конце занятия воспитатель предлагает детям вспомнить, каких животных им довелось сегодня увидеть у реки, какие условия им необходимы для жизни. Дети отвечают на вопрос игры, произносят скороговорку и отправляются в группу.
Игра «Вопрос - ответ»
Какое слово лишнее?
Окунь, щука, заяц, карась.
Какое слово самое необходимое?
Речка : ил, вода, сом, рак.
У рыбы всегда есть: Плавники, чешуя, усы, хвост.
Скороговорка.
Спит спокойно сытый сом.
Видит он уж сотый сон.