МААМ-картинки

Педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно-правовых представлений с помощью сказок

Елена Шевченко
Педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно-правовых представлений с помощью сказок

Проект «Формирование нравственно-правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки».

Актуальность.

Людям, никогда не читавшим сказок, говорил профессор, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить.

Публикация «Педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно-правовых представлений с помощью сказок» размещена в разделах

Чарльз де Линт.

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Так же в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного Стандарта дошкольного образования. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Поэтому первоочередной задачей для педагогов является умение использовать наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей, которые формируют личность дошкольника.

Одним из самых древних средств нравственного и эстетического воспитания является литература для детей – сказки. Сказки – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образ мамы и папы, друга и врага, через них закладываются такие понятия как милосердие, справедливость, понятия добра и зла, все то, на что он будет ориентирован всю жизнь, как на духовный компас. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам и остаются с ними на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить ее влияние на развивающуюся личность.

Конечно, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.

Мною было придумано включить сказочные сюжеты в дидактические игры, и использовать их в различных видах образовательной деятельности, чтобы повысить интерес и непроизвольное внимание детей к сказкам, повысить уровень познавательных возможностей. Они могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности: в начале для обозначения темы, как сопровождение объяснения педагога, для контроля усвоения материала детьми.

Новизна проекта

В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и закладываются основы нравственно-правового воспитания.

Проект «Формирование нравственно-правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки» - долгосрочный, рассчитан на 2 года. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он включает в себя несколько блоков (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году. Каждый блок рассчитан на 1- 2 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, предметы, встречающиеся в сказке.

Объект исследования: особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста нравственно-правовых норм (в условиях дошкольного учреждения).

Предмет исследования: педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно-правовых представлений с помощью сказок.

Цель проекта: формирование у дошкольников нравственно-правового сознания через внедрение сказочных сюжетов.

В ходе работы над проектом была выдвинута рабочая гипотеза:

в старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно проводить нравственно-правовое просвещение;

его успешность определяется соблюдением следующих педагогических условий:

если его рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников, придавая усвоению нравственных норм базисный характер;

если будет проведен научно-обоснованный отбор знаний о правах ребенка и разработана адекватная методика их усвоения с помощью дидактических сказок;

если содержание Конвенции о правах ребенка будет реально представлено в педагогической деятельности воспитателя.

Задачи проекта:

Образовательные:

- разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственно-правовых качеств личности дошкольника.

- разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственно-правовых качеств личности дошкольника.

- сформировать нравственно-правовых представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Развивающие:

- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом в совместной и самостоятельной деятельности;

- развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к сказкам;

- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Концептуальные позиции проекта

•Принцип развивающего образования.

•Принципы научной обоснованности и практической применимости.

•Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач.

•Принцип интеграции образовательных областей.

•Принцип решения образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.

Механизм реализации проекта

- осуществление мониторинга;

- организация и проведение мероприятий с детьми;

- работа с семьями воспитанников;

- размещение информации, фотографий на сайте детского сада;

- распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовое обеспечение:

Законодательной базой проекта являются:

•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

•Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Кадровое обеспечение:

- педагоги ДОУ,

-специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,

- родители.

Информационно-методическое обеспечение:

Современные программы, технологии, научно-практическая и методическая литература.

Материально-техническое обеспечение:

1. ноутбук;

2. мультимедийное оборудование;

3. мультимедийные презентации;

4. дидактические игры;

5. демонстрационные пособия;

6. литературно-художественный материал;

Этапы и сроки реализации

Организационно-подготовительный

(август 2014 - октябрь 2014 г. г.)

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми, родителями и социумом. На этом этапе проводится диагностика уровня представлений детей о нравственных качествах и цикл мероприятий по подбору информационного материала, созданию дидактических игр, мультимедийных презентаций.

Формы работы:

1. Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.

2. Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3. Создание компьютерных дидактических игр, мультимедийных презентаций.

2.Основной

(октябрь 2014 – март 2016 г. г.)

Непосредственная реализация проекта: проведение мероприятий.

Цикл мероприятий с детьми:

1.Образовательная область «Познание»:

- НОД «Путешествие по сказкам»;

- НОД развлечение «В гости к нам пришла Лисичка»;

-совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций и книг со сказками;

- театрализация по сказкам.

2. Образовательная область «Художественное творчество»:

- НОД лепка «Герои сказок»;

- НОД рисование «Как я попал в сказку»;

- НОД художественный труд «Любимый сказочный персонаж»;

- совместная деятельность воспитателя с детьми аппликация.

3. Образовательная область «Коммуникация»:

- составление творческих рассказов «Моя любимая сказка», «Сказочные мотивы», «Василиса Прекрасная»;

- беседы с детьми «Как раньше рассказывали сказки», «Знакомство с бабушкиным сундуком».

4.Образовательная область «Социализация»:

- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди Василису», «Угадай сказочного персонажа»;

- пальчиковые игры;

- сюжетно-ролевые игры.

5. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- чтение русских народных сказок.

Цикл мероприятий с родителями:

- дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).

- подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.

- совместное участие родителей и детей в них.

- выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки».

- выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).

с социумом: экскурсия в детскую библиотеку.

3.Итоговый

(апрель 2016 – май 2016 г. г.)

1. Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта);

2. Презентация результатов проектной деятельности:

- выпуск CD диска «Дидактические игры и презентации по сказкам»; развлечение «Путешествие по сказкам»;

- представление проекта «Формирование нравственно правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки» на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждении.

Заключение

Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширился нравственный опыт, нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие. Удалось усилить интерес детей к сказкам, желание и умение их слушать, понимать смысл; развить эмоциональную отзывчивость; дети научились отличать добро от зла, понимать что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, с уважением стали относится к близким, окружающим людям, природе. Дети стали менее застенчивыми при выборе роли в сказке, участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе.

Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями. Совместная работа объединила педагогов и детей в реализации проектной деятельности «Формирование нравственно-правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки».

Диаграмма уровня нравственно правовых представлений

Сентябрь 2014 учебный год

1 – Ребенок самостоятельно и правильно называет правовые нормы поведения

2 – правдивость

3 – ответственность

4 – вежливость

5- отзывчивость

Диаграмма уровня нравственно-правовых представлений

Май 2016 учебный год по тем же критериям.

Литература

1. Берлова, А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. / А. Л. Берлова – М. : «Просвещение», 2008. – 123с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович - М. : Педагогическое общество России, 2002. – 214с.

3. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств. / Т. П. Гаврилова – М. : «Просвещение», 2004. – 145с.

4. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома / В. В. Гербова – М. : Прометей, 2005. – 159с.

5. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи… / З. А. Гриценко - М. : «Просвещение», 2003. – 241с.

6. Каиров, И. А., Богданова, О. С. Азбука нравственного воспитания. / И. А. Каиров, О. С. Богданова – М. : Прометей, 2004. – 168с.

7. Рябкова, И. В. Учимся говорить правильно: праздники, игры и сказки. / И. В. Рябкова - М. : Педагогическое общество России, 2004. – 213с.

8. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков. / О. А. Садилова – М. : Прометей, 2005. – 187с.

9. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой. / Л. Б. Фесюкова – М. : «Просвещение», 2000. – 352с.

10. Шамаева, С. В. Апология сказки. / С. В. Шамаева - М. : «Просвещение», 2000. – 256с.

Приложение:

Тематическое планирование:

5-6 лет.

Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость.

Сказка «Сивка – бурка».

Пословицы «За добро добром платят», «Храброму смерть не страшна».

Цель: Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика (сивка-бурка). Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Викторина по сказкам, где герои обладают данными качествами. Совместное сочинение сказки, используя данные качества этих героев.

Тема: Послушание -непослушание, ответственность, смелость, любовь.

Сказка «Царевна-лягушка». Пословицы: «Умей обождать», «Мир не без добрых людей».

Цель: Формировать нравственные представления таких качеств, как послушание-непослушание, любовь-эгоизм, ответственность.

«Мозаичный ковер». Прочтение сказки на подобную тему.

Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

Сказка «Цветик - семицветик». Пословицы: «Для милого дружка и сережка из ушка»; «Доброе дело век не забудется»; «Без друга в жизни туго».

Цель: Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать пример верного выбора друга – выбора сердца. Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души. Этюд "Потерянная варежка". Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила.

Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

Сказка «Гуси-лебеди». Пословица: «Придет беда – не купишь ума».

Цель: Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности. Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Учить детей быть послушными, приветливыми. Аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают». С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям.

Сказка «Кукушка». Пословица: «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Цель: Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. «Вырастим цветы для мам и бабушек». Составить рассказ о том, как члены семьи помогают дома друг другу.

Тема: Трудолюбие, терпение.

Сказка «Хаврошечка». Пословица: «Терпение и труд все перетрут».

Цель: Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени. Рисование по сказке «Как бы я помог Хаврошечке". Изготовление атрибутов к сказке.

6-7 лет

Тема: О зависти.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пословицы: «Где счастье, там и зависть»; «Кто доброе творит, тому зло не вредит».

Цель:Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей: с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя. С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Тема: О любви к родителям.

Сказка «Василиса Прекрасная». Пословицы: «Кто родителей почитает, тот век счастливым живет»; «Без отца — бедность, без матери — сиротство»; «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Цель: Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения. Изготовление «Куклы-закрутки». Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани.

Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе.

Тема: О совести.

«Сказка о золотом петушке». Пословицы: «Долг платежом красен», «Как ни мудри, а совести не перемудришь».

Цель: Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке. Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом.

Тема: О жадности, милосердии, милостыне.

По басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Пословицы: «На чужую работу глядя, сыт не будешь»; «Доплясалась, что без хлеба осталась».

Цель: Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к грехам бессердечия и не милосердия. Этюд "Жадный поросенок". Семейный проект «Волшебная страна семьи».

6-7 лет

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям.

Сказка «Айога». Пословица: «Умей ошибиться, умей и поправиться».

Цель: Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. Изготовление коллажа

(с использованием оригами) по сказке. Предложить родителям подобрать вместе с детьми пословицы и поговорки об уважении, послушании, уважительном отношении к родителям.

Тема: Трудолюбие, терпение.

Сказка «Беляночка и Розочка». Пословица: «По труду и честь».

Цель: Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, не праздному проведению времени.

Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков). Предложить изготовить выносной материал для трудовой деятельности на прогулке.

Публикации по теме:

Дополнительное образование как средство успешной социализации дошкольников Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период обучением и воспитанием малыша занимается мама. Задача воспитателей.

Формирование у обучающихся основных коммуникативных умений как основной фактор их успешной социализации Развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности. Для более.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Консультация для родителей «О Правах ребенка…» (нормативно-правовые основы) Консультация для родителей «О ПРАВАХ РЕБЕНКА…» (нормативно-правовые основы)Автор: воспитатель МАДОУ "Детский сад № 424" г. Перми Шумилова.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» От того, как прошло детство, кто.

Кружковая работа. Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Создание условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам проживающим на территории РоссииСоздание условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам проживающим на территории России Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Россия-дом для многих народов. Наша страна имеет богатый опыт выстраивания.

Проблема социализации ребенка средствами искусства и игры УДК 372.3 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА И ИГРЫ © 2014 И. В. Груздова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно-правовых представлений с помощью сказок
Опубликовано: 8 августа 2016 в 08:57
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД