Лучший педагог года

Деятельность музыкального руководителя по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Светлана Самсонова
Деятельность музыкального руководителя по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

В настоящее время в ДОУ уделяется большое внимание созданию и развитию предметно-развивающей среды. И действительно, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка.

Публикация «Деятельность музыкального руководителя по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие игрушек не является основным условием их развития.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая «среду обитания»» для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности ребенка.

Требования к проектированию музыкальной среды :

-Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением : в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

- Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития

(Л. С. Выготский).

- Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

- Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Можно выделить ряд задач, которые должна, решать предметно-развивающая среда.

Задачи:

- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, звуковысотный слух, чувство ритма). Формировать певческий голос и выразительность движений.

- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на музыкальных инструментах.

- Развивать творческое отношение к музыке : импровизировать в пении, игре на музыкальных инструментах.

- Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

- Обеспечить самостоятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

- Обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.

- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Решение этих задач обеспечивается разнообразием развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, наличием детских музыкальных инструментов, аудиовизуальных средств (магнитофон) и видеомагнитофон,DYD плеер, мультимедиа проектор)

Критерии качества музыкальной среды :

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности :

Восприятие музыки – пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания музыки, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей.

Воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой деятельности : к воспроизведению песен, их творческому, выразительному исполнению.

Важная роль здесь отводится различным пособиям и музыкально-дидактическим играм, основное назначение которых – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,

тембровый, ладовый, мелодический и динамический слух. С этой целью используются ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные молоточки, различные музыкальные инструменты, волшебные мешочки, музыкальные шкатулки, колпачки, лесенки, магнитная доска или фланелеграф и другие атрибуты. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных на музыкальных занятиях знаний в жизненной практике.

Дидактические игры применимы во всех видах музыкальной деятельности. В младших группах это: «Чудесный мешочек» - в слушании музыки, «Птицы и птенчики» - в пении, «Гулять-отдыхать» - в освоении музыкально-ритмических движениях. В старших: «Будем танцевать», «Кто кого перетанцует» - на развитие танцевального творчества (движение, «Бубенчики» - на развитие мелодического слуха (пение, «Какая музыка звучит» - на определение жанров музыки (слушание).

Если в младших группах дидактические игры связаны с применением образных пособий, картинок, игрушек, то у старших дошкольников материалом дидактических игр становятся карточки, настольно-печатные игры, ударные и звуковысотные музыкальные инструменты, магнитная доска.

Музыкальная среда должна содержать пособия, которые используются в процессе пения и помогают научить детей петь интонационно чисто, непринужденно, выразительно, помогают развить вокально-хоровые навыки. Это могут быть различные игрушки:

-Самолет – для развития подвижности голоса и певческого диапазона;

-Лошадка – для формирования ладового чувства;

-Машина – для развития координации между слухом и голосом;

-Кукушка – способствует развитию звуковысотного слуха;

Все эти дидактические пособия, игры, игрушки, карточки в полном объеме имеются в нашем детском саду, они делают музыкальную среду содержательной и обеспечивают успешное развитие детей по всем направлениям музыкальной деятельности.

пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;

Действительно, наличие музыкально-игровой атрибутики повышает интерес у детей к музыкально-ритмической деятельности, для которой необходимо иметь: различные цветы, ленты на палочках, флажки, шарфики, снежинки, платочки, листики, цветные султанчики и многое другое.

Для музыкальных сюжетных игр понадобятся элементы костюмов: различные шапочки на голову (шапочки кота, петушка, различных зверей, платочки для народных хороводов, а также березки, елочки, лошадки и др.

Все это содержит среда нашего музыкального зала, что придает яркость и значимость в исполнительской практике детей

пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также творческой импровизации;

Такой вид деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах, предполагает их разнообразное наличие. Для малышей нужны в основном ударные и шумовые музыкальные инструменты : бубны, бубенцы, барабаны, погремушки, музыкальные молоточки, баночки с разными наполнителями, ложки, маракасы, звоночки. Для старших дошкольников интересны будут звуковысотные инструменты: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, цитры,различные дудочки.

С приемами игры на инструментах дети знакомятся в основном на музыкальных занятиях, а потом закрепляют умения в самостоятельной музыкальной деятельности в группах. Для многих детей этот вид деятельности становится самым любимым, так как поиграть на музыкальных инструментах они могут лишь в детском саду.

Помимо привычных инструментов наше ДОУ имеет набор музыкальных инструментов К. Орфа – австрийского музыканта-педагога, создавшего свою систему музыкального воспитания и развития.

музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

В соответствии с ФГОС одной из задач музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Музыкальный руководитель должен создать такую развивающую среду, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

Содержание должно создать условия для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Музыкальное творчество проявляется во всех видах музыкальной деятельности : в пении дети могут создавать простейшие песенные импровизации (досочинить мелодию, начатую педагогом, отвечать музыкальным ответом на музыкальный вопрос, придумать мелодию на заданный текст и даже сочинять мелодии в определенном жанре музыки, в музыкально-ритмических движениях – комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая таким образом свой собственный танец, в игре на музыкальных инструментах –музицировать «на свой лад», придумывая свою музыку, так как любое спонтанное проявление человека в звуке можно назвать музыкальной импровизацией. «Ценность музыкального сочинительства и импровизации не столько в творческой продукции, сколько в самом процессе, который вызывает у ребенка состояние радости, ощущение внутренней гармонии, удовольствия» (Т. Э. Тютюнникова).

Развитие творческого потенциала у детей невозможно без определенных пособий, музыкально-игровой атрибутики и музыкальных инструментов. И наоборот, наличие музыкальных инструментов дает простор детской фантазии. С их помощью ребята младших групп с удовольствием озвучивают (сопровождают своей музыкой) знакомые народные сказки («Колобок», «Теремок»,используя в основном ударные и шумовые инструменты, старшие дошкольники имитируют различные явления природы: опадание листьев в парке, дождик, пение птиц, используя звуковысотные инструменты. На барабане, металлофоне, можно придумать свой марш и свой вальс. Все эти инструменты должны быть не только у музыкального руководителя, но и в каждой группе.

Практический опыт введения импровизации на музыкальных занятиях показывает большую заинтересованность ребят процессом творчества, несомненное его влияние на их музыкальное развитие.

Для развития песенного творчества необходимо иметь пособия – различные игрушки, музыкально-творческие упражнения, картинки с творческими заданиями, которые побуждали бы детей придумывать мелодии разного характера, способствовали бы развитию элементарных навыков импровизации в пении.

Для развития танцевального творчества музыкальная среда должна быть особо богатой и разнообразной. Танцуя с атрибутами в руках, дети отождествляют себя с ними: танцуют с листочками – «превращаются» в листочки, импровизируют со снежинками – «превращаются» в легкие снежинки, творчески выражая себя в движении под музыку.

Надо сказать, что наш детский сад накопил значительный опыт по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель должен так организовать музыкальную среду в детском саду, чтобы она обладала не только большим потенциалом для творческого развития, но и давала бы возможность экспериментировать, ведь музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками.

Для того, чтобы экспериментировать в звуках, детям не надо ничего специфического знать и уметь. Дошкольники еще не закомплексованы единомыслием, а инструменты для них всегда остаются чудесными, притягательными предметами с которыми можно поиграть, исследовать, пофантазировать с ними. Нужно создать такую среду, которая позволит ребенку проявить пытливость, любознательность, позволит познавать окружающий мир без принуждения.

В содержании среды должна быть представлена проблемность : ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих походу музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель должен позаботиться о том, чтобы в музыкальной среде было то, что порождало бы у детей вопросы, питало их инициативу, воображение, побуждало к творческим решениям. Например, предложив ребенку оркестровать народную мелодию в вариационной форме, можно наблюдать, какие инструменты, по его мнению, должны звучать в той или иной части музыки. Ребенок сам решает эту задачу. Использование музыкальных инструментов помогает решать самые разные проблемные ситуации.

Детей необходимо побуждать находить индивидуальные решения и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.

Музыкальная среда должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому содержание среды следует усложнять по возрастным ступеням. Также содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка, должна обеспечить свободный доступ детей к играм, музыкальным инструментам, дидактическим пособиям и соответствовать по обеспечению надежности и безопасности.

Пространство музыкального зала должно отвечать требованиям Сан Пин, правилам пожарной безопасности. Оборудования, пособия, игрушки должны быть изготовлены из безопасных для здоровья материалов и подвергаться гигиенической обработке. Все элементы предметно-пространственной среды музыкального зала должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности, исправности и безопасности их использования. Если в детском саду имеются струнные детские музыкальные инструменты (цитры, арфы, балалайки, то музыкальному руководителю следует чаще обращать внимание на их состояние. Струны должны быть надежно закреплены.

Все технические средства обучения должны использоваться с принципами необходимости и достаточности для организации образовательной работы.

Трансформируемость предметной среды дает возможность проявить активность в обустройстве места игры, позволяет детям перестраивать имеющееся игровое пространство, а также позволяет выбирать интересные для себя занятия, чередовать их.

Содержание предметно- развивающей среды должно соответствовать интересам детей, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться новым материалом, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.

Развитая музыкально-предметная среда позволит обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. Виды совместной деятельности : хороводная игра, музыкально-дидактические игры, пение, игра на музыкальных инструментах, творчество (песенное, игровое, танцевальное, инструментальное). Наличие разнообразных музыкальных инструментов в нашем детском саду позволяет организовывать в каждой группе совместные оркестры. Более сложные партии музыкальный руководитель поручает воспитателю, а более простые исполняют дети. Распределенный таким образом музыкальный материал приобретает более интересное, богатое звучание.

Совместное участие детей и взрослых в театральных постановках доставляет детям особую радость. Театрализованная деятельность предполагает наличие костюмов, декораций, атрибутов, в изготовлении которых участвуют дети, воспитатели и родители, создавая и обогащая предметную среду. Совместная деятельность приносит много положительных эмоций, развивает эмоциональную сферу, создает условия для проявления индивидуальности каждого ребенка.

Назрела необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, гармоническое развитие и саморазвитие детей, а также сохранение физического и психологического здоровья – важнейшая задача современной педагогики.

Среда для самостоятельной деятельности детей вне занятий та же самая, что и для совместной деятельности с воспитателем, только ребенок самостоятельно, по своему желанию выбирает пособия, музыкальные игры и инструменты, занимается творческим музицированием, закрепляя полученные умения и навыки на занятиях. Для полноценного музыкального развития ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. Чтобы достичь этой цели, нужно создать разнообразную музыкальную предметно-развивающую среду в группах детского сада.

Рекомендации по оборудованию такой среды я нашла в статье Е. Ю. Матвиенко «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ» (сборник «Опыт лучших – детям. Об инновациях в дошкольном воспитании»).При создании музыкальных зон в ДОУ в первую очередь продумали:

1 Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2 Разнообразие оборудования.

3 Учет возрастных особенностей детей.

4 Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5 Возможность переноса оборудования в другие места.

При этом классифицировали оборудования для музыкальных зон :

1 Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2 Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

- с хроматическим рядом, диатоническим, пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

- с одним фиксированным звуком (дудки);

- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.).

3 Музыкально-дидактические игры и пособия : нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты.

4 Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.

По моему мнению, для музыкального воспитания детей необходима богатая предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребенка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Мини-центры оформлены в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально- положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними, становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать музыку, играть и танцевать.

Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка, поэтому следует уделять большое внимание эстетике.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Грамотно организованная предметно-пространственная среда дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка, его творческие способности с учетом его склонностей, интересов и уровня активности, обеспечивает полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечая их интересам и потребностям.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС  Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы к созданию предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Консультация для воспитателей Тема: «Инновационные подходы к созданию предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Разработал.

Обобщение опыта работы «Инновационный подход к созданию развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОC» В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОСОформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС. Я, сегодня представляю детский сад «Солнышко» с. Ключи-Булак.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Презентация «Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды группы в Соответствии с ФГОС» Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание предметно-развивающей среды. В своей группе строю предметно-пространственную.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для детей 3–4 лет» Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (групповые.

Презентация «Развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до в старшей группе» .

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОССоздание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС» Образовательная среда дошкольного учреждения – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность музыкального руководителя по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 31 января 2019 в 11:22
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД