Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой

Надежда Лебедева
Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой

Чтение должно стать для ребенка очень тонким

инструментом овладения знаниями и

вместе с тем источником богатой духовной жизни

В. А. Сухомлинский

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ в структуре дефекта наблюдается несформированность базовых психических функций (дети с интеллектуальной недостаточностью) и недостаточное развитие базовых психических функций (дети с ЗПР) в связи с этим необходима организация специальной коррекционной работы по ознакомлению с отечественной литературой. Проблема социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. Проблема детского чтения еще одна из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям стали меньше читать, а значит страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогом. В наше время актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.

Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопонимания. Она развивает мышление и воображение ребенка. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Дошкольники с ОВЗ- это дети с особыми образовательными потребностями

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм. Вместе с тем в практике ДОУ в решении проблемы в формировании первичных представлений у дошкольников об отечественной литературе можно выявить ряд недостатков:

Недостатки в результатах:

- Незнание авторов и названий произведений;

-Не различают отечественную и зарубежную литературы;

-Труднее сформирован интерес к литературе;

Недостатки в основном процессе:

-Недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественной литературе;

-Недостаток условий организующих условия проведения мероприятий по данной тематике;

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

-недостаточное обеспечение наглядными пособиями

-в группах не организованы уголки для детей с использованием отечественной литературы;

-недостаточно организованно предметно-развивающее пространство

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем.

Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.

Таким образом, выявлены противоречия:

Формирование ознакомления с отечественной литературой детей с ОВЗ требует использования при ознакомлении с отечественной литературы аудиозаписей, книг, но недостаточно сформирована предметно-пространственная среда.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Обеспечить деятельность педагога по ознакомлению с отечественной литературой детей с ОВЗ.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и с темой работы Пример проявления в действии и в речи ребенка

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Формирование первичных представлений об отечественной литературе

Активно участвует в театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых отечественная литература. Высказывает мнение о понравившихся отечественных произведений.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается

на различные произведения культуры и искусства;

Увлечение самим процессом чтения

Знает наизусть:

-стихотворные произведения,

-названия отечественных произведений,

-Называет авторов отечественной литературы: А. С. Пушкин, А. Л. Барто

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; Владение речью как средством общения и культуры, стимулирование сопереживания персонажей народных произведений; развитие речевого творчества Составляет предложения.

Составляет пересказ с помощью наглядности и без нее.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Ознакомление ведется с учетом интеллектуальной недоразвитости детей, это и определяет содержание и деятельность педагога.

Ознакомление с отечественной литературой с детьми с ОВЗ ведется в доступной форме для дошкольного возраста. Учитываются возрастные особенности дошкольников с ОВЗ; объем умений и навыков, которым овладевают дети.

Перед началом ознакомления желательно подготовить наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Детей необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого нужно провести различные предварительные беседы, в которых нужно обращаться к личному опыту каждого слушателя, вызывать в его памяти соответствующие ассоциации.

Например, сказке К. Чуковского «Айболит» можно посвятить три разных занятия: первое — рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей). Второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Айболит»). Третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Айболит»).

Для того чтобы увидеть, что ребенок с ОВЗ научился называть авторов отечественной литературы (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак и др, отличать отечественные произведения от зарубежных можно провести несколько дидактических игр «Путешествие по сказкам», «Сбежавшие герои сказок», «Угадай что за сказка», походы в библиотеку на тематический вечер, посвященный отечественным сказкам.

Театрализованное представление по мотивам отечественных произведений поможет понять педагогу, что дети не только знают произведения отечественных авторов, но и смогут применить это в своей деятельности. Например, «Путешествие по Лукоморью» (по мотивам сказки Пушкина А. С, «Муха-Цокотуха» (К. И. Чуковский, «Кошкин дом» (С. Я. Маршак).

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа была успешной и плодотворной, в работе должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

Повышение компетентности педагогических работников через самообразование

Семинары, педсоветы,круглые столы

Повышение квалификации через посещение курсов в СИПКРО, ЦРО

Научно-методические:

Приобрести в методический кабинет новинки по нравственному воспитанию дошкольников.

Апробировать новые методики программ по художественно-эстетическому воспитанию.

Материально-технические:

Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений об отечественной литературе.

Обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественной литературе.

Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией об отечественной литературе.

Приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.

Нормативно-правовые:h

Письменные разрешения родителей для посещения музеев, экскурсий.

Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.

ФГОС, конвенция о правах ребенка, закон об образовании 2009 г.

Публикации по теме:

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольника с детской литературой Актуальность данного опыта заключается в том, что педагог решает в нем проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста. За последние.

Деловая игра с педагогами «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой» Цель: формировать педагогическую компетентность педагогов в вопросе ознакомления детей с художественной литературой. Задачи: 1. Систематизировать.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок»Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Цели: Закрепить умение детей отгадывать название.

Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне Тема:Знакомство со стихами кубанских поэтов- фронтовиков о Великой Отечественной войне. Программные задачи: - Дать представление о разнообразии.

Занятие по ознакомлению детей 4–5 лет с художественной литературой в рамках регионального компонента «Саамская сказка» Конспект занятия по ознакомлению детей 4-5 лет с художественной литературой "Саамская сказка"Цель: дать детям представления о быте и культуре.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет?» Непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим в средней группе «.

НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой «В гостях у дедушки Чуковского» Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать приучать.

Проект по ознакомлению детей второй младшей группы с детской художественной литературой «Там, на неведомых дорожках» по теме «Ознакомление детей с детской художественной литературой как средством познавательного развития» Тип: творческо-информационный Вид:.

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению старших дошкольников с детской литературой Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Знакомство дошкольника с детской литературой во взаимодействии с родителями Художественная литература сопровождает человек с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой
Опубликовано: 25 октября 2015 в 10:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые результаты:...
Пешеходная прогулка на стадион «Судоремонтник»
ПЕШЕХОДНАЯ ПРОГУЛКА НА СТАДИОН " СУДОРЕМОНТ НИК" Всем мой Физкульт - привет! Мы все больше говорим о здоровье и возможности его сохранения. Сегодня...
Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть II
Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья Куда ни глянь - кругом друзья. Я. Аким Уважаемые коллеги! Предлагаю...
Конспект занятия для средней группы «Путешествие в страну безопасность»
Сегодня дети, я хочу пригласить вас совершить путешествие по стране безопасности. В этой стране все жители живут по правилам которые соблюдают , я надеюсь...
Аппликация «Ананас» во второй младшей группе
Автор: Куликова Анна Александровна. Дети всегда с интересом мастерят необычные подделки своими руками. И не обязательно материалы для творчества должны...