Папки-передвижки

Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе

Ирина Хохлова
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Художественное слово с самого раннего возраста входит в детское речевое пространство и влияет на его формирование. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее. Так литература закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым своеобразие его личности [3].

Публикация «Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе» размещена в разделах

Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать [4]. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры и др. электронные носители.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность дошкольных образовательных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс воспитания читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей.

Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Статистические данные показывают, что ЗПР – одна из наиболее распространенных форм нарушений психического развития. Дети характеризуются незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом. Дети с ЗПР испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, у детей наблюдается снижение познавательной активности, инертность мышления, неумение действовать по инструкции, осуществлять планирование и самоконтроль, незрелость и низкая произвольность эмоций [1]. У детей отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции [2]. Формирование познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых способностей, социальных навыков у детей с ОВЗ является актуальной проблемой. Решение этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в школе.

Одной из перспектив развития детей с ОВЗ, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми необходимых знаний, умений и навыков.

Актуальность проблем приобщения детей с ОВЗ дошкольного возраста к чтению художественной литературы на современном этапе обуславливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, образовательных и развивающих задач, является метод проектирования. Проектирование образовательной работы в соответствии с образовательным стандартом требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активирующих познавательную, речевую, социальную активность, развивающих личность ребенка в процессе различных видах деятельности. Именно поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Реализация деятельностного подхода основана на новой модели взаимодействия педагога с детьми, в которой педагог выполняет не просто информирующую функцию, а становится организатором и помощником активной деятельности детей и родителей [5].

Условиями успешного деятельностного подхода при приобщении к художественной литературе являются :

- максимальное использование книг (художественной литературы) в образовательном процессе;

- организация развивающей предметно – пространственной среды;

- использование разнообразных форм педагогической работы;

- организация развивающего обучения;

- внедрение и применение современных образовательных технологий;

- активное включение детей и взрослых в конкретные виды деятельности.

В целях приобщения детей с ОВЗ к художественной литературе, осуществление деятельностного подхода необходима определенная развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует познавательному, эстетическому развитию, формирует правильное отношение к книге, побуждает у воспитанников интерес к художественной литературе.

В нашей группе создана специальная предметно-пространственная среда. В группе красочно оформленная библиотечная зона «Центр книги». В соответствии с ФГОС «Центр книги» имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); наличие иллюстративного и фотоматериала (иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов); выделена "Полочка умных книг". Подобрана литература в книжном варианте, в аудиозаписях, создана подборка литературных текстов по тематическому принципу. Используется нами и вариант получения книг в детской районной библиотеке (в необходимом количестве). Это помогает детям увидеть различные издания одного и того же произведения, понять, что книгу уже читали другие дети, что необходимо бережное обращение с книгой. У детей появляется осмысление себя как читателя. Для ремонта книг создана «больница», где находится необходимый материал. Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, образные игрушки. Для родителей оформлен стенд с информацией по детской художественной литературе, интересными заметками и рекомендациями. В группе имеется картинная галерея (рисунки и поделки детей по художественным произведениям).

Для дошкольников ведущая деятельность является игровая, но в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2.7) определены и другие виды деятельности : познавательная, исследовательская, изобразительная, коммуникативная, двигательная. В логике интегрированного подхода чтение художественной литературы выступает в качестве средства для обогащения образовательного процесса во всех видах деятельности. Развивающие взаимодействия ребенка со сверстниками в привлекательных видах деятельности способствуют более эффективному, качественному, осознанному приобщению к художественной литературе (табл. 1).

Таблица 1

Модель развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками в разнообразных видах деятельности.

Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми

Мы вместе играем Дидактические, подвижные, развивающие, театрализованные, режиссерские игры (литературного содержания)

Мы вместе познаем Рассказы взрослых о книгах;

Встреча с интересными людьми (поэт, писатель, журналист, художник-иллюстратор);

Чтение и слушание художественных произведений;

Рассматривание иллюстраций, альбомов (художественных произведений, фотографий и картин (поэтов и писателей);

Слушание музыкальных произведений (на литературное произведение);

Создание и просмотр презентации на тему: «Откуда пришла книга?»

Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми

Мы вместе проектируем Познавательно-творческие проекты на темы: «Как делают книгу?», «Русские народные сказки», «Детские писатели», «Детские поэты»,

Мы вместе творим, конструируем, моделируем Создание поделок из бросового материала, коллажей, рисунков на литературные темы;

Создаем литературных героев из конструктора «Чудо – трафареты В. Воскобовича;

Создание и использование моделей и схем для наглядного ознакомления с художественными произведениями.

Мы вместе коллекционируем Создаем коллекции детских книг, периодических изданий (детские журналы, фотографий (поэтов и писателей, иллюстраций художников разных литературных произведений.

Мы вместе пропагандируем Проведение литературных акций : «Подари книгу другу», «Продли жизнь старой книге».

Мы вместе путешествуем Экскурсии в районную детскую библиотеку, школьную библиотеку;

Экскурсии по группам ДОУ (делимся опытом);

Посещение театров и литературных музеев СПб с родителями.

Мы вместе издаем и выпускаем Книжки - самоделки по прочитанным произведениям, книжки - детского творчества «Новая история старой сказки», «Придумай историю по иллюстрации»;

Стенгазеты: «Ребенок и книга», «Любимые прочитанные книги» и др.

Мы вместе соревнуемся, представляем

Участие в конкурсах и мероприятиях: «Просодия», «Разукрасим мир стихами», «Чудо-сказка», «Литературная мозаика», «Радуга творчества», «Ребята о зверятах»;

Постановка и показ театрализованных отрывков произведений для детей и родителей.

Виды деятельности Организационные формы и методы работы с детьми

Мы сотрудничаем

С районной библиотекой №5;

со школой 382;

с Красносельской школой искусств;

с Детской музыкальной школой №4;

с родителями воспитанников (в проектах, конкурсах, выставках);

с муниципальным образованием г. Красное Село (конкурсы, акции).

Деятельностный подход при приобщении дошкольников с ОВЗ с художественной литературой помогает детям самим знакомиться с произведениями, открыть новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирует умение рефлексировать [5]. У детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста развивается интеллект, творческое и логическое мышление, происходит эмоциональное, социальное, речевое, психическое и психофизиологическое развитие.

Литература

1. Афонькина Ю. А. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. – М. : АРКТИ, 2016. - 3-6 с.

2. Бойко Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 4 с.

3. Габдулхаков В. Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. - М. : Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - 6-7 с.

4. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2011. –6 с.

5. Хуторской А. В. Системно - деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. – М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.

Публикации по теме:

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с устным народным творчеством «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством» Проблема приобщения детей.

Аналитический отчёт о приобщении детей к художественной литературе Как писала Агния Барто «Я не мог бы просидеть Без книги и дня. Как вода, как еда, Как бальзам для меня, Как источник тепла и света Для меня.

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт.

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы Коренное реформирование российского общества, изменение жизненных ценностей, принципов и условий социальной жизнедеятельности людей породило.

Пресс-релиз «С книгами знаться — ума набираться» по итогам педсовета «О приобщении воспитанников к художественной литературе» 15 декабря был проведен педсовет «О приобщении воспитанников к художественной литературе». Целью педсовета было: - Организовать совместную.

Проект по художественной литературе для детей среднего дошкольного возраста «Творчество К. И. Чуковского» Паспорт проекта. Участники проекта: педагог, воспитанники,родители (законные представители). Тип проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего.

Системно-деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Системно — деятельностный подход в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО. Мир вокруг нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе
Опубликовано: 23 мая 2019 в 21:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД