Марина Цыбина Казакова
Деятельностный подход в развитии творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество – это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению. Гуманистическая концепция образования исходит из того, что удовлетворение потребности в творчестве происходит лишь тогда, когда человек активен.
Публикация «Деятельностный подход в развитии творческих способностей» размещена в разделах
Человеческая активность – важнейшая специфическая черта личности, характеризующая ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности, активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни и т. д. (1, с. 10)
Важным для нас является утверждение Б. М. Теплова о том, что «…всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться…» (2, с. 4)
Деятельность – основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является одной из определяющих аксиом современной педагогики и психологии.
В философском словаре приводится определение понятия деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и деятельности : человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратится из материала в предмет и продукт деятельности» (3, с. 160).
Следует отметить, что понятие деятельности в психологии и педагогике опирается на ее философское толкование, то есть рассматривается как процесс деятельности человека, в котором он не только определяет свои качества, свойства, но и формирует их.
По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность – это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека. При познании действительности человек воздействует на мир с целью добывания новых знаний. Но и природа оказывает обратное влияние на человека, и это приводит к появлению у него определенного опыта, к выработке конкретного способа воздействия на природу в зависимости от условий, то есть к выработке необходимых умений и навыков.
Деятельность – философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция в том смысле, что деятельность – это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «деятельность по самому существу ее рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно преодоление закона тождества» (П. А. Флоренский).
В самом общем смысле деятельность можно представить, как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин) (5, с. 81).
К этому определению близок С. Л. Рубинштейн, по мнению которого «деятельность – это, прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир и самого себя» (4, с. 26)
Основная идея деятельностного подхода (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Актуальность рассмотрения проблемы использования в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений деятельностного подхода, теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими преимуществами, но и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание и структуру образовательной программы каждого ДОУ.
Литература
1. Байков Ф. Я. Ученье и творчество : Исследование передового опыта работы учителей Псковской области. – Л. : Лениздат, 1979.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 2002.
3. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. – М. : 1989.
4. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.
5. Зинченко В. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России № 5, 2003.