МААМ-картинки

Деятельностный подход в развитии творческих способностей

Марина Цыбина Казакова
Деятельностный подход в развитии творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество – это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению. Гуманистическая концепция образования исходит из того, что удовлетворение потребности в творчестве происходит лишь тогда, когда человек активен.

Публикация «Деятельностный подход в развитии творческих способностей» размещена в разделах

Человеческая активность – важнейшая специфическая черта личности, характеризующая ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности, активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни и т. д. (1, с. 10)

Важным для нас является утверждение Б. М. Теплова о том, что «…всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться…» (2, с. 4)

Деятельность – основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является одной из определяющих аксиом современной педагогики и психологии.

В философском словаре приводится определение понятия деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и деятельности : человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратится из материала в предмет и продукт деятельности» (3, с. 160).

Следует отметить, что понятие деятельности в психологии и педагогике опирается на ее философское толкование, то есть рассматривается как процесс деятельности человека, в котором он не только определяет свои качества, свойства, но и формирует их.

По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность – это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека. При познании действительности человек воздействует на мир с целью добывания новых знаний. Но и природа оказывает обратное влияние на человека, и это приводит к появлению у него определенного опыта, к выработке конкретного способа воздействия на природу в зависимости от условий, то есть к выработке необходимых умений и навыков.

Деятельность – философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция в том смысле, что деятельность – это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «деятельность по самому существу ее рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно преодоление закона тождества» (П. А. Флоренский).

В самом общем смысле деятельность можно представить, как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин) (5, с. 81).

К этому определению близок С. Л. Рубинштейн, по мнению которого «деятельность – это, прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир и самого себя» (4, с. 26)

Основная идея деятельностного подхода (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Актуальность рассмотрения проблемы использования в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений деятельностного подхода, теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими преимуществами, но и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание и структуру образовательной программы каждого ДОУ.

Литература

1. Байков Ф. Я. Ученье и творчество : Исследование передового опыта работы учителей Псковской области. – Л. : Лениздат, 1979.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 2002.

3. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. – М. : 1989.

4. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.

5. Зинченко В. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России № 5, 2003.

Публикации по теме:

Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является не только программной задачей, но и необходимым условием более.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Подготовила.

Консультация: «Роль родителей в развитии художественно — творческих способностей детей.» Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей. Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников.

Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников «Все дети любят рисовать» Не могу полностью согласиться с этим высказыванием. Работая в детском саду я вижу, как многие дети не подходят.

Роль родителей в развитии творческих способностей детейРоль родителей в развитии творческих способностей детей Роль родителей в развитии творческих способностей детей. Из опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного учреждения.

Системно-деятельностный подход к обучению дошкольников. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому -и я научусь»- китайская мудрость. Системно- деятельностный.

Системно деятельностный подход на уроках в начальных классах Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями. Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правила переноса слов с удвоенными.

Системно-деятельностный подход «Неделя безопасности» Системно-деятельностный подход для детей подготовительной группы по теме: «Неделя безопасности». Образовательная деятельность в утренний.

Системно-деятельностный подход в развитии в контексте ФГОС до (Из опыта работы педагогического коллектива СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с. Подбельск муниципального района Похвистневский.

Тема: «Роль театра в развитии творческих способностей ребенка» У детей данного возраста слабо развит интерес к театрализованной деятельности и к творчеству в целом. Если в развитии творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельностный подход в развитии творческих способностей
Опубликовано: 29 июня 2017 в 15:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельностный подход в развитии творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбина Казакова (УИ 290138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД