Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру

Наталья Пронина
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Декоративно-прикладное искусствоимеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Знакомство с произведениями народного творчества пробуждает в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, что, несомненно, является основной причиной включения их в образовательный процесс.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного декоративно-прикладного искусства в педагогической работе с детьми.

Декоративно-прикладное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества,такие как: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Н. С. Карпинская, В. Н. Чуракова и другие.

Народное декоративно-прикладное искусство служит хорошей основой для художественного развития детей дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с народным искусством пробуждает увлеченность детей, повышение их творческой активности, инициативы и самостоятельности, повышение художественного качества декоративных работ, созданных детьми, как результат влияния народного искусства. В ходе выполнения различных видов работ по ознакомлению с народным творчеством дошкольники могут приобрести уверенность в том,что они могут от начала и до конца выполнять красивые и необходимые вещи: предметы для оформления детского сада, сувениры, украшения для костюма, подарки для мамы и т. д.

Решая задачу формирования у дошкольников эстетического отношения к человеку, природе, искусству, следует помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления. И народное декоративно-прикладное искусство с его яркой образностью, выразительность создает для этого благодатную почву.

Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ «Детский сад с. Узморье» Энгельсского района Саратовской области является художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. С этой целью в детском саду реализуется дополнительная программа «Народные мастера» по ознакомлению старших дошкольников с народным искусством. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Программа разработана в соответствии с основными целями и задачами, которые предусматривает Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015) в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи Программы «Народные мастера»:

1. Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства:

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;

- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа;

- познакомить с приемами работы народных мастеров;

- формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;

- учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;

- формировать эстетический вкус;

- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного и устного музыкального искусства.

2. Закреплять умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т. д.).

3. Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

4. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

Программа «Народные мастера» основана на интеграции художественно-эстетической, речевой, познавательной деятельности. В основе Программы – знакомство с классическим и народным искусством.

При организации непосредственно образовательной деятельности по Программе мы практикуем игровые формы обучения, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организуем театрализованные представления и досуги.

Программа «Народные мастера» рассчитана на два года обучения. В каждой возрастной группе непосредственно образовательная деятельность проводится с сентября по май (всего 68 занятий).

Программа «Народные мастера» позволяет обучить детей различать и называть виды декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности, которые использует народный мастер; составлять узоры на бумажных силуэтах различной формы, лепить из глины декоративные изделия, расписывать их в соответствии с народной росписью; устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности, выражать свое отношение к окружающему миру через народное искусство.

Каждая тема Программы представляет из себя интегрированный цикл на материале народного искусства, включающего художественно-речевое, музыкальное, изобразительное и театрализованное содержание.Тематика занятий по Программе включает: «Знакомство с работой студии», «Народное искусство», «Волшебная дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы», «Русские народные сказки», «Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Золотая хохлома», «Русская матрешка», «Жостово», «Народные промыслы родного края», «Сказки».

Зная, что эстетическая развивающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности, мы создали все необходимые условия для ее обеспечения. Так, занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности мы проводим в специально оборудованном помещении – «Студии изобразительного искусства». Специальное оборудование и мебель в студии отвечают всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию, и выполнены из экологически чистого материала; они легки и удобны в обращении. Интерьер детского сада украшен репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками, выставкой художественных работ детей, родителей и педагогов, предметами детского творчества и цветами. В изобразительной студии и групповых комнатах в доступном месте находятся различные предметы декоративно-прикладного искусства, карандаши, краски и другие материалы для художественной деятельности.

Дополнительная программа «Народные мастера» по ознакомлению старших дошкольников с народным искусством предполагает диагностическое обследование детей по ее усвоению.

Результаты обследования по завершении обучения по программе «Народные мастера» показали, что дошкольники характеризуются устойчивым интересом к народному искусству. Практически все дети правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). В процессе лепки все дети точно передают форму, строение и пропорциональное соотношение предметов. В изображении большинство детей передают реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Дети умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании дошкольники используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Дети также имеют навыки работы кистями разных размеров. Все обследуемые дошкольники закрашивают изображение в пределах контура.

Дети также самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования старшие дошкольники пользуются приемами народной росписи, выполняют узоры в полосе, квадрате и круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм.

Старшие дошкольники умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В тематических рисунках дети достаточно четко передают пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета.

Практически все обследуемые дети самостоятельно осуществляют перенос имеющихся знаний и навыков в целях совершенствования изображения. Могут обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и произведений изобразительного искусства. Дошкольники стремятся также к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов и явлений. Наблюдается также положительное эмоциональное отношение к процессу создания изображения.

Почти все дети рисуют самостоятельно, без помощи взрослого, а также могут адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других детей.

Реализация программы «Народные мастера» показывает положительные результаты в освоении детьми народного декоративно-прикладного искусства и искусства в целом. Кроме того, один из конспектов непосредственно образовательной деятельности на тему «Копирование матрешек, сделанных в городе Семенове» по декоративно-прикладному искусству, проводимый в рамках программы «Народные мастера» в сентябре 2016 года был представлен нами на международный фестиваль работников образования «Образовательная среда» в номинации «Дошкольное обучение и воспитание», где занял 1 место.

Наши воспитанники также приняли участие в различных конкурсах, где представляли продукты декоративно-прикладного творчества.

Таким образом, реализация программы «Народные мастера» помогает реализовывать задачи воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста,а именно: наши дети показывают высокие знания о видах декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи; умеют ориентироваться в различных видах росписи и определять их специфические особенности (цвет, колорит, формы, текстура и т. д.); умеют составлять различные узоры по мотивам народных росписей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бобкова, Т. И., Красносельская, В. Б., Прудыус, Н. Н. Художественное развитие детей 6-7 лет / Под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера, 2014. 112 с.

Ермолаева, Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство / Под ред. С. Д. Ермолаева. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 144 с.

Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. 3-е изд. М.: Владос, 2013. 256 с.

Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 160 с.

Леонова, Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка / Под ред. С. Д. Ермолаева. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 192 с.

Погодина, С. В.Полхов-Майдан: демонстрационный материал с методическим руководством / Под ред. М. П. Ходюшиной. М.: Айрис-Пресс, 2015. 58 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 384 с.

Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 176 с.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.

Флерина, Е. А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 9-13.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВК КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ Народная культура является неотъемлемой.

Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки»Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки» Праздничное настроение - это веселое поздравление милых наших мамочек. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда.

Декоративно-прикладное искусство в детском садуДекоративно-прикладное искусство в детском саду Декоративно-прикладное искусство в детском саду. «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать.

Декоративно-прикладное искусство в предметно-развивающей средеДекоративно-прикладное искусство в предметно-развивающей среде Декоративно - прикладное творчество является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания.

Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В.

Народное декоративно-прикладное искусство в детском садуНародное декоративно-прикладное искусство в детском саду Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» для подготовительной к школе группы Проект «Декоративно-прикладное искусство» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы Актуальность проекта: В наше время мало.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве. •Дети неуверенно используют обобщающие.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Проект на тему: «Декоративно - прикладное искусство» в дошкольной группе Автор: Борисова Татьяна Александровна Тип проекта: информационно.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру
Опубликовано: 12 октября 2019 в 08:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки