Лучший педагог года

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру

Наталья Пронина
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Знакомство с произведениями народного творчества пробуждает в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, что, несомненно, является основной причиной включения их в образовательный процесс.

Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру» размещена в разделах

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного декоративно-прикладного искусства в педагогической работе с детьми.

Декоративно-прикладное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, такие как: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Н. С. Карпинская, В. Н. Чуракова и другие.

Народное декоративно-прикладное искусство служит хорошей основой для художественного развития детей дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с народным искусством пробуждает увлеченность детей, повышение их творческой активности, инициативы и самостоятельности, повышение художественного качества декоративных работ, созданных детьми, как результат влияния народного искусства. В ходе выполнения различных видов работ по ознакомлению с народным творчеством дошкольники могут приобрести уверенность в том, что они могут от начала и до конца выполнять красивые и необходимые вещи: предметы для оформления детского сада, сувениры, украшения для костюма, подарки для мамы и т. д.

Решая задачу формирования у дошкольников эстетического отношения к человеку, природе, искусству, следует помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления. И народное декоративно-прикладное искусство с его яркой образностью, выразительность создает для этого благодатную почву.

Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ «Детский сад с. Узморье» Энгельсского района Саратовской области является художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. С этой целью в детском саду реализуется дополнительная программа «Народные мастера» по ознакомлению старших дошкольников с народным искусством. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Программа разработана в соответствии с основными целями и задачами, которые предусматривает Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015) в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи Программы «Народные мастера» :

1. Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства :

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;

- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа;

- познакомить с приемами работы народных мастеров;

- формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;

- учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;

- формировать эстетический вкус;

- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного и устного музыкального искусства.

2. Закреплять умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т. д.).

3. Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

4. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

Программа «Народные мастера» основана на интеграции художественно-эстетической, речевой, познавательной деятельности. В основе Программы – знакомство с классическим и народным искусством.

При организации непосредственно образовательной деятельности по Программе мы практикуем игровые формы обучения, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организуем театрализованные представления и досуги.

Программа «Народные мастера» рассчитана на два года обучения. В каждой возрастной группе непосредственно образовательная деятельность проводится с сентября по май (всего 68 занятий).

Программа «Народные мастера» позволяет обучить детей различать и называть виды декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности, которые использует народный мастер; составлять узоры на бумажных силуэтах различной формы, лепить из глины декоративные изделия, расписывать их в соответствии с народной росписью; устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности, выражать свое отношение к окружающему миру через народное искусство.

Каждая тема Программы представляет из себя интегрированный цикл на материале народного искусства, включающего художественно-речевое, музыкальное, изобразительное и театрализованное содержание. Тематика занятий по Программе включает: «Знакомство с работой студии», «Народное искусство», «Волшебная дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы», «Русские народные сказки», «Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Золотая хохлома», «Русская матрешка», «Жостово», «Народные промыслы родного края», «Сказки».

Зная, что эстетическая развивающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности, мы создали все необходимые условия для ее обеспечения. Так, занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности мы проводим в специально оборудованном помещении – «Студии изобразительного искусства». Специальное оборудование и мебель в студии отвечают всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию, и выполнены из экологически чистого материала; они легки и удобны в обращении. Интерьер детского сада украшен репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками, выставкой художественных работ детей, родителей и педагогов, предметами детского творчества и цветами. В изобразительной студии и групповых комнатах в доступном месте находятся различные предметы декоративно-прикладного искусства, карандаши, краски и другие материалы для художественной деятельности.

Дополнительная программа «Народные мастера» по ознакомлению старших дошкольников с народным искусством предполагает диагностическое обследование детей по ее усвоению.

Результаты обследования по завершении обучения по программе «Народные мастера» показали, что дошкольники характеризуются устойчивым интересом к народному искусству. Практически все дети правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). В процессе лепки все дети точно передают форму, строение и пропорциональное соотношение предметов. В изображении большинство детей передают реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Дети умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании дошкольники используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Дети также имеют навыки работы кистями разных размеров. Все обследуемые дошкольники закрашивают изображение в пределах контура.

Дети также самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования старшие дошкольники пользуются приемами народной росписи, выполняют узоры в полосе, квадрате и круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм.

Старшие дошкольники умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В тематических рисунках дети достаточно четко передают пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета.

Практически все обследуемые дети самостоятельно осуществляют перенос имеющихся знаний и навыков в целях совершенствования изображения. Могут обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и произведений изобразительного искусства. Дошкольники стремятся также к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов и явлений. Наблюдается также положительное эмоциональное отношение к процессу создания изображения.

Почти все дети рисуют самостоятельно, без помощи взрослого, а также могут адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других детей.

Реализация программы «Народные мастера» показывает положительные результаты в освоении детьми народного декоративно-прикладного искусства и искусства в целом. Кроме того, один из конспектов непосредственно образовательной деятельности на тему «Копирование матрешек, сделанных в городе Семенове» по декоративно-прикладному искусству, проводимый в рамках программы «Народные мастера» в сентябре 2016 года был представлен нами на международный фестиваль работников образования «Образовательная среда» в номинации «Дошкольное обучение и воспитание», где занял 1 место.

Наши воспитанники также приняли участие в различных конкурсах, где представляли продукты декоративно-прикладного творчества.

Таким образом, реализация программы «Народные мастера» помогает реализовывать задачи воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: наши дети показывают высокие знания о видах декоративно-прикладного искусства : дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи; умеют ориентироваться в различных видах росписи и определять их специфические особенности (цвет, колорит, формы, текстура и т. д.); умеют составлять различные узоры по мотивам народных росписей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бобкова, Т. И., Красносельская, В. Б., Прудыус, Н. Н. Художественное развитие детей 6-7 лет / Под ред. Т. В. Цветковой. М. : Сфера, 2014. 112 с.

Ермолаева, Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство / Под ред. С. Д. Ермолаева. СПб. : Детство-Пресс, 2015. 144 с.

Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. 3-е изд. М. : Владос, 2013. 256 с.

Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 160 с.

Леонова, Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка / Под ред. С. Д. Ермолаева. СПб. : Детство-Пресс, 2015. 192 с.

Погодина, С. В. Полхов-Майдан: демонстрационный материал с методическим руководством / Под ред. М. П. Ходюшиной. М. : Айрис-Пресс, 2015. 58 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 384 с.

Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 3-е изд., испр. и доп. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 176 с.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Перспектива, 2014. 32 с.

Флерина, Е. А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 9-13.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВК КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ Народная культура является неотъемлемой.

Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки»Декоративно прикладное искусство «Розочки для мамочки» Праздничное настроение - это веселое поздравление милых наших мамочек. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда.

Декоративно-прикладное искусство в детском садуДекоративно-прикладное искусство в детском саду Декоративно-прикладное искусство в детском саду. «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать.

Декоративно-прикладное искусство в предметно-развивающей средеДекоративно-прикладное искусство в предметно-развивающей среде Декоративно - прикладное творчество является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания.

Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В.

Народное декоративно-прикладное искусство в детском садуНародное декоративно-прикладное искусство в детском саду Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» для подготовительной к школе группы Проект «Декоративно-прикладное искусство» Участники проекта: дети подготовительной к школе группы Актуальность проекта: В наше время мало.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве. •Дети неуверенно используют обобщающие.

Проект «Декоративно — прикладное искусство» Проект на тему: «Декоративно - прикладное искусство» в дошкольной группе Автор: Борисова Татьяна Александровна Тип проекта: информационно.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру
Опубликовано: 12 октября 2019 в 08:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД