Получи документы

Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры

Екатерина Воропаева
Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Публикация «Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

В своей работе большое внимание уделяю приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

При знакомстве детей с народным декоративно-прикладным искусством, поставила перед собой задачи:

• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

Приобщение к эстетической культуре;

• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

• Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

• Развитие мелкой моторики рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

Выбрала следующие направления в работе:

• Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

• Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

• Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

С раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством : дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой.

Приобщение детей к национальной культуре в своей работе начинаю с выставки предметов народно-прикладного искусства, с экскурсии в музей «Русская изба», оборудованную и оформленную вместе родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани).

Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Для организаций игровых и сюрпризных моментов, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовлены куклы – королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, Домовёнок, куклы, одетые в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы. Для проведения занятий, поддержания интереса к декоративно-прикладному искусству подобраны различные сказки и легенды о промыслах. В работе используются различные методы: игровой, обследования, наглядности, словесный (чтение стихов и загадок о промыслах, пословиц и поговорок, сказок и легенд, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество и др.

Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Стараюсь использовать различную технику рисования.

1. Рисование пальчиками.

2. Оттиск печатками из картофеля, морковки.

3. Рисование тычками, ватными палочками.

4. Оттиск печатками из ластика.

5. Оттиск пробками.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Знакомила с образами, характерными для русской игрушки. Провела занятия по теме «Мы матрёшки», «В гости к хозяюшке», «Сказочная птица», «Мчатся на просторе дымковские кони». В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т. е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи). Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла, как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». Немаловажное значение для развития творческих способностей отводится декоративной лепке. На занятиях лепили отдельные предметы и создавали целые композиции. Вместе с детьми любовалась игрушкой. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с пластичными материалами и соответствующими инструментами. Работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Организовала проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провела ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. Рекомендую им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Привлекаю к организации и участию в совместных мероприятиях: народных праздниках, развлечениях, досугах. Провела развлечение с родителями «Русская ярмарка». Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русскому народному творчеству и родной культуре в целом.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Литература:

Веракса Н. Е. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2002.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников : Конспекты занятий. – М. : Сфера, 2007.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования: конспекты занятий. – М. : Педагогическое общество России, 2007.

Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. В. Программа эстетического воспитания дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. : Педагогическое общество России, 2007.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации: для работы с детьми от 2 до 7 лет. – М: Совершенство, 2010.

Лебедева О. А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников. - М. : Классик стиль, 2004.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : КАРАПУЗ, 2015.

Погодина С. В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы. – М. : ВАКО, 2016.

Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2008.

Тюфанова И. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Проект: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Проект «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Актуальность. В наше.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 20:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД