Декоративное рисование «Хохломская роспись»

Татьяна Тугарёва
Декоративное рисование «Хохломская роспись»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (каймы, центральной ветки, ягод, завитков, травки, усиков, капелек).

3. Развивать композиционные способности, распологая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал к занятию:

Хохломская посуда;

Образцы элементов хохломской росписи (осчек, травинок, усиков, капелек);

Лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем);

Для детей бумажные силуэты посуды,затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;

Листочки для тренировки рисования "завитков";

Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из губки, тряпочки;

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

В.:Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Д.:Осень

В.:Скажите, вам нравится осень? Почему?

Д.: Осень - это пора созревания урожая. Она яркая, красочная, пёстрая, весёлая.

В.:Мы с вами познакомились со многими народными промыслами (росписями).

Посмотрите внимательно и скажите, какя роспись напоминает вам весёлую, ярку, богатую на урожай осень.

Д.:Хохломская роспись.

В.: Почему вы так считаете?

Д.: В ней мого золотой краски, как осенью,много ягод рябины, яркость, красочность.

В.:Правильно. Смотришь на еёи вспоминаешь такие строки:

"Золотая осень, алых ягод россыпь,

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи - перелески, шёлковые всплески,

Солнечно - медовая красота листвы.

Начиная с давних времён, осенью, после уборки урожая, на нижегородской земле устраивались ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

А давайте и мы с вами устроим в наше детском саду такую ярмарку. Распишем посуду хохломским узором.

Д.:Давайте.

В.:Но прежде, чем мы с вами начнём рисовать, нам с вами надо уяснить, какими же отличительными особенностями должен обладать узор, чтобы он был похож на хохломской.

Хохломской посудой мы не раз свами любовались, поэтому вы наверняка знаете, на какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Д.:На жёлтый, красный и чёрный фон.

В.:А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Д.: "осочки", "травки", "усики", "капельки".

В.: А сегодня я вас научу рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

А теперь попробуйте на своих листочках потренируйтесь рисовать "завиток"(дети упражняются).

Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и

подготовим наши пальчики к основной работе.

Физкультминутка.

Ветер по лесу летал плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.

Вот дубовый, загибают по одному пальцу.

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки спокойно укладывают

Ветер бросил на тропинку ладони на стол.

В.: Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Пройдите к столу и выберете себе заготовку (дети выбирают и садятся за столы). Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Рисуется центральный стебель (криуль);

2. Намечаем веточки с ягодами и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды).

3. Рисуется самый большой элемент - "завиток", затем - "травку", "осочки", "капельки","усики".

Весь "криуль" должен быть заполнен растительными элементами.

4. Рисуется кайма.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В конце занятия анализ детских работ.

В.: Ребята, давайте посмотрим, какя посуда у вас получилась?

Посмотрите внимательно и скажите, в каком узоре самая гибкая и плавная веточка "криуль"?

У кого получились самые круглые "завитки", тонкие "усики" и "осочки"?

На каком узоре самая кудрявая, пушистая, густая веточка?

У всех ли правильнно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор?

В.: Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радуент глаз.Хочется сказать такие слова: "Как волшебница жар - птица не выходит из ума,

Чародейка, мастерица - золотая хохлома!

И богато и красиво, гостю рады от души -

Кубки, чаши и ковши.

А теперь пойдёмте устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются.

Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Преварительная работа.

1. Занятия по ознакомлению с окружающим

Тема :"Знакомство с историей хохломского промысла"

Тема: "Особенности хохломской росписи".

Беседы с детьми.

Откуда пошло название "Золотая хохлома"?

Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?

Из какого материала они изготавливают свои изделия?

Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?

Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?

Какое настроение создают у людей эти изделия?

Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.

Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.

Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.

1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки).Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.

2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;

Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков).Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)

3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)

4. Рисование завитков (данное занятие).

Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.

Публикации по теме:

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома»Планирование НОД по рисованию: «Хохлома» «Узор на миске – хохломская роспись».Предварительная работа: Чтение стихов о хохломской росписи. Рассказ об истории создания росписи и мастерах.

Занятие по рисованию в старшей группе по мотивам хохломской росписи «Росписные горшочки»Занятие по рисованию в старшей группе по мотивам хохломской росписи «Росписные горшочки» Цель: Познакомить детей с хохломской росписью; Учить составлять узор украшая его завитком, ягодой, травкой, используя традиционные для.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Декоративное рисование «Хохломская роспись»
Опубликовано: 5 августа 2014 в 00:05
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Спортивный досуг к Дню Космонавтики для детей раннего возраста
Звучит музыка , дети проходят в зал и садятся на стульчики. Ведущий: Ребята, сегодня у нас в группе праздник необычный. В этот день 12 апреля 1961 года...
Конспект познавательной прогулки в средней группе «Весна пришла»
Цель: развивать наблюдательность путем выявления признаков ранней весны. Образовательные: учить замечать весеннее пробуждение окружающей...
Фотоотчет «Аппликация во второй младшей группе «Скворечник»
В нашей любимой группе «Капитошки» прошло занятие по аппликации. Цель: обучить детей изображать в аппликации предмет состоящий из разных геометрических...