Виктория Деревянко
Деловая игра. Дизартрический калейдоскоп
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания учителей – логопедов о нарушениях, наблюдаемых у детей – дизартриков.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
2. Развитие дыхания;
3. Преодоление нарушений восприятия фонем;
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие просодики – темпа, ритма, модуляции голоса;
6. Развитие грамматического строя речи;
7. Развитие связной речи.
Введение.
- Сегодня мы с вами поиграем. Давайте вспомним, что такое дизартрия? (за ответ карточка-цветок)
Публикация «Деловая игра, Дизартрический калейдоскоп» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дизартрия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Назовите признаки дизартрии? (карточка-цветок)
- А какие виды дизартрии вы знаете? (карточка-цветок)
Уважаемые коллеги! Те, у кого в руках карточки с цветком – нарцисс, займет свои места за столом «Нарцисс», а те у кого в руках карточки с цветком – тюльпан, займите свои места за столом «Тюльпан». У нас две команды - «Нарцисс» и «Тюльпан».
- Сейчас мы разыграем диалог-ситуацию. Логопед задает вопросы маме, направленные на выявление признаков дизартрии. Мама ребенка дает развернутое описание клинических проявлений и психолого-педагогическую характеристику ребенка.
Конверт № 1
1. В показанной сценки мы выявили, что у ребенка речевой диагноз – дизартрия. Теперь переходим к коррекции выявленных нарушений. И первое задание командам на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата. Поскольку мы люди творческие, задание необходимо выполнить в стихотворной норме, мы покажем образец (на сонорах). Команды, откройте конверт № 2 (свистящие, шипящие – «Вини-Пух» и «Смешарики»)
На задание отводится 5 минут (песочные часы)
Игра со зрителями.
Команды выполняют задание, а мы с вами немного поиграем.
Отгадайте загадки:
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам всем улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (Очки)
Первые лезвием острым сверкают,
А во вторые на клетках играют.
Третьи же сильно и едко дымят,
В плотных клубах всё попрятать хотят. (Шашки)
Первое - это же имя мальчишки,
Ну а второе – читаете в книжке. (Роман)
Если первый настает,
Ест не все честной народ.
На второй кто заступает,
Что-то зорко охраняет. (Пост)
Команды готовы слушаем, что получилось.
2. Следующее задание направлено на развитие дыхания. Перед вами два конверта, в которых находиться материал для изготовления дидактического пособия на развитие дыхания. (Цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, вата, ватные диски, трубочки, ножницы, клей, цветные карандаши, простые карандаши, линейка, ленточки).
Приступаем. На задание отводится 5 минут. (песочные часы)
Игра со зрителями. А нам некогда скучать, будем с вами мы играть.
«Съедобное – несъедобное». Повторите за мной только то, что можно есть:
- картошка, ложка окрошка - апельсин, блин, мандарин
- конфета, котлета, ракета - миска, сосиска, ириска
- банан, диван, барабан - батон, картон, лимон
- лимон, вагон, бульон - мед, компот, плот
- сало, мыло, дыня - пироги, сапоги, утюги
- калач, силач, циркач - виноград, мармелад, фотоаппарат
- пирожок, творожок, горшок - пломбир, кефир, сыр
- жакет, букет, пакет - торты, шорты, корты
- суп, зуб, дуб - салат, халат, мармелад
Команды вы готовы. Представьте свои готовые пособия.
3. – А сейчас из готовте пособие на развитие моторики рук. Вам предоставляется материал для изготовления пособия. Коробочки с разным материалом (Пластилин, салфетки, картон, клей, линейка, карандаши).
На задание отводится 5 минут (песочные часы).
Игра со зрителями. «Исправь ошибки»
«Шурочка Ряба» (Курочка ряба, «Золотая рубка» (Золотая рыбка, «Шар-птица» (Жар-птица, «Гусли-лебеди» (Гуси – лебеди, «Кособок» Колобок, «Кепка» (Репка, «Смоляной бачок» (Смоляной бычок, «Красная тапочка» (Красная шапочка, «Крот в сапогах» (Кот в сапогах, «Кусалочка» (Русалочка, «Нежная королева» (Снежная королева, «Федорино море» (Федорино горе).
Командам предоставляется слово.
4. Следующее задание на развитие общей моторики. В конвертах под № 3 лежат стихи, вам необходимо их после прочтения показать способом пантомимы с использованием подручных средств. «Весенние стихи» (фонарик, шарф, колокольчик, барабан, свистульки, кастаньеты, полиэтиленовый мешок, погремушки, треугольники).
На задание отводится 5 минут. (песочные часы)
Коллеги выполняют задание, а мы играем дальше.
«Коварные слова».
В состав какого молочного продукта входит рог? (Творог)
В какой ягоде дерево растет? (Слива)
В каком приспособлении для уборки есть осветительный прибор? (Швабра)
Какое животное есть в каждом поселке мира? (Осел)
Какой овощ всегда носит черепаха? (Репа)
Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков? (Лук)
Какое спортивное сооружение есть в каждой квартире? (Тир)
Какие конфеты, любимые многими детьми содержат мел? (Мармелад).
Командам предоставляется слово.
5. А теперь приступим к развитию фонематического слуха. Послушайте «Хитрые загадки» и назовите правильные ответ.
Что же это? Как же это?
Размяукалась … котлета.
Есть ее теперь боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот в котлете)
Что добавить нужно к шине,
Чтоб помчаться на машине? (Слог МА – машина)
Нам за партой не сидится,
Начинаем все крутиться.
Только мы не виноваты:
Нам за партой жарковата.
Бок горит, и жжет плечо-
Очень, очень горячо!
Что ж такое в парте нашей,
Что мы варимся, как каша? (В парте – пар)
Я одну баранку съел –
И ужасно растолстел.
Посмотрите на живот –
Словно слон иль бегемот.
Почему так, почему!
Ничего я не пойму!
Помогите разобраться,
Что ж баранке было, братцы? (В каждой баранке есть целый Баран)
Что добавить нужно в сок,
Чтобы сыпаться он мог? ( Слог ПЕ: сок – песок)
6. Уважаемые коллеги, выполните задание на развитие грамматического строя.
«Какого слова не хватает?»
Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю. Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестниц прислонили стене.
Переходим к следующей игре.
«Что перепутано?»
Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.
«Наоборот» (назвать противоположный предлог)
Над окном – под окном,
К двери – от двери,
В ящик – из ящика,
Перед школой – после школы,
До города – за городам,
Перед машиной – за машиной.
7. При коррекционной работе с детьми – дизартриками немаловажную роль играет развитие связной речи. Поэтому мы предлагаем вам выполнить следующее задание. Придумать сказку по заданию конверта № 4. Команде «Нарциссы» придумать сказку от лица автора, а команде «Тюльпаны» от лица ребенка – дизартрика.
На задание отводится минут (песочные часы)
Мы подошли к завершению деловой игры, в которой освежили памяти коррекционную работу с детьми – дизартриками. В свою очередь просим вас отразить на импромизированной мишени свою оценку увиденного.