Светлана Ваземиллер
Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.
Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 6 столов с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты шляп шести цветов - белого, красного, синего, черного, зеленого и желтого (по одной шляпе на столе). Шляпы накрываются тканью. Мультимедийная установка, презентация. Раздаточный материал: задания для групп.
Ход игры:
I. Этап подготовки.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Разработка игры: стратегия, план, описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения.
Предварительно всем участникам деловой игры дается задание : " Рассмотреть имеющийся материал по теме: "Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников". Подготовить примеры из опыта работы с родителями по трудовому воспитанию дошкольников".
Вход в игру: постановка проблемы, целей; условия проведения игры, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультирование.
Старший воспитатель : Уважаемые педагоги, тема нашей деловой игры "Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников". В ходе деловой игры мы не просто обсудим проблему, но и рассмотрим ее со всех возможных сторон и постараемся выработать единую стратегию деятельности или хотя бы наметить пути ее решения.
Сегодня я предлагаю вам подумать над нашей проблемой. Но не просто подумать, а подумать максимально эффективно за минимально короткий отрезок времени. Исследователь Эдвард Боно разработал метод обучения эффективному мышлению и назвал его "Шесть шляп мышления". Он, конечно, подразумевал осмысление одним человеком значимого для него вопроса: "надевая" по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Но нам с вами интереснее и эффективнее будет работать коллективом, т. е. группами рассматривать нашу проблему с разных сторон. Именно поэтому я попросила вас сесть сегодня такими группами, в составе которых, на мой взгляд, работа будет проходить наиболее эффективно. Каждая группа будет представлять свою шляпу, т. е. постарается описать для нас проблему со своей стороны. Всего шляп - шесть: белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя.
Откройте свои шляпы (они скрыты под тканью) и приготовьтесь слушать задание.
Каждая группа находит свою шляпу и дается краткая характеристика каждой шляпы.
II. Этап проведения.
Итак, рассмотрим проблему "Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников". Образно надевая разные шляпы, мы постараемся выяснить, действительно ли данная проблема является актуальной, необходимо ли стремиться к единству в работе ДОУ и семьи, на самом ли деле существуют расхождения между воспитателями и родителями по вопросам трудового воспитания ребенка, увидим плюсы и минусы данной проблемы и попытаемся найти пути ее решения. Предлагаю рассмотреть проблему с разных сторон (задания для групп находятся на столах и представлены на экране) :
Группа Белой шляпы: раскроет цели и задачи достижения единства в работе ДОУ и семьи, приведет результаты анкетирования.
(Анализ анкетирования).
Группа Черной шляпы: рассмотрит примеры расхождения между родителями и педагогами по данному вопросу.
Группа Желтой шляпы: расскажет о плюсах ситуации, приведет позитивные примеры вовлечения родителей в жизнь ДОУ.
Группа Красной шляпы: преподнесет проблему в ярких эмоциональных красках.
Группа Зеленой шляпы: постарается творчески подойти к решению проблемы вовлечения родителей в жизнь ДОУ с целью достижения единства в трудовом воспитании ребенка.
Группа Синей шляпы: представит проект решения данной проблемы.
III. Этап анализа и обобщения.
Выступление старшего воспитателя с подведением итогов всех выступлений.
Итак, в процессе игры мы смогли рассмотреть проблему "Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников" с разных сторон.
Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети неадекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада, в том числе и по реализации образовательной области "Труд", идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада. Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
-оказание разовой помощи;
-участие в организации образовательной и воспитательной работы с детьми;
-участие в качестве постоянных добровольных помощников;
-участие в принятии решений относительно своего ребенка или группы, которую он посещает, инициирование действий и проектов "для своих";
-участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
Высказывания педагогов.
Буклеты и памятки в помощь педагогам.
ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА "ШЕСТИ ШЛЯП"
Метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. Используя метод "шести шляп", мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение. С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него "накипело". Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения. Метод "шести шляп" позволяет привлечь к обсуждению тем, даже стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица. В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.