Получи документы

Деловая игра для педагогов «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»

Оксана Быкова
Деловая игра для педагогов «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»

Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В дошкольном учреждении дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи-лексической,грамматической, фонетической. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Публикация «Деловая игра для педагогов „Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников“» размещена в разделах

Работая логопедом долгое время, я пришла к выводу, что развитие связной речи дошкольников – это одна из интересных и трудных задач как для детей и их родителей, так и для педагогов, работающих с ними. Речь дошкольника имеет некоторые проблемы, а именно:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное

предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. Я приглашаю Вас на деловую игру, в конце которой мы подведем итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете и за каждый правильный ответ получаете по жетону. В конце нашей игры мы подведем итог и выявим победителя. Для начала, как требуют нормы этикета, нужно поприветствовать друг друга. Прошу вас встать в круг,вытянуть карточку и узнать имя и отчество

Задание 1. Юмористическое. Упражнение - приветствие "Шушаника Минична".

(Упражнение выполняется в кругу, каждый участник группы получает карточку, на

которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника)

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

После выполнения задания педагоги садятся на стулья.

Задание 2. "Разминка".

Педагоги должны быстро односложно («Да» или «Нет») отвечать на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

- Активный словарь - это запас слов, которые ребенок использует в речи. (Да)

- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

- Пассивный словарь - это запас слов, которые ребенок не использует в речи, но понимает их, когда слышит. (Да)

- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)

- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

Задание 3. Какие цели и задачи включает в себя образовательная область

«Речевое развитие» в соответствии ФГОС ДО? Все ответы проецируются на экран, педагоги читают и дают правильный ответ. Балл начисляется за более полный ответ.

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

4. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задание 4. «Похожие слова».

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Игра «Похожие слова» направлена на закрепление и уточнение значений многозначных слов, воспитание чуткого отношения к сочетаемости слов по смыслу, развитие речи. К предложенным словосочетаниям подберите подходящие слова

Быстрые слова: время, бег, взмах, пульс,

Сладкие слова: конфета, мёд, голосок, …

Лё гкие слова: воздушный шар, пух, перо, снежинка, …

Горячие слова: пламя, обед, чай, самовар, …

Задание 5. "Методы и приемы связной речи"

Педагогам раздаются карточки, каждый должен соотнести метод и приемы между собой, затем на экране проверяем правильный ответ. Засчитывается 1 балл за правильное соотнесение методов и приемов.

Метод Приемы

Словесный - чтение произведений;

- рассматривание картин;

- пересказ произведения;

- заучивание наизусть;

- выразительное чтение;

- беседа по произведениям и картинам;

- прослушивание аудиозаписи.

Практический - элементы инсценировки;

- игры- драматизации;

- дидактические игры;

- театрализованные игры;

- использование разных видов театров;

-игровая деятельность.

Наглядный - показ иллюстраций, картин, игрушек;

- элементы инсценировки;

- движения пальцами, руками;

- схемы;

- алгоритмы;

- просмотр мультфильмов;

- оформление книжной выставки.

Задание - обсуждение. Текст проецируется на экран.

Сейчас я предлагаю вам проанализировать диалог двух знакомых.

- Привет! Слушай, была щас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала.

- Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И

продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан.

-Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

- Ананасный.

- А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

Задание 6. «Тест на определение знаний, умений и навыков педагогов».

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1. Назовите формы речи? (Диалогическая и монологическая).

2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое

рассказывание).

4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа).

5. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (Прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее).

6. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине. (Образец педагога).

7. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога).

8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).

9. Каковы задачи по формированию словаря детей? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

Задание 7. Игра-тренинг : «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в

соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения, - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления,

словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. Сейчас я раздам бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в

частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист

1. асиммЕтрия – асимметрИя

2. бАнты – бантЫ

3. вклЮчит – включИт

4. газопрОвод – газопровОд

5. диспАнсер – диспансЕр

6. ломОта – ломотА

7. дремОта - дремотА

8. зАдать – задАть

9. зАнять – занЯть

10. звОнит – звонИт

11. катАлог – каталОг

12. красИвее – красивЕе

13. кУхонный – кухОнный

14. меньшИнства – меньшинствА

15. мусоропрОвод – мусоропровОд

16. никчЕмный – никчЁмный

17. обеспЕчение – обеспечЕние

18. обОдрить – ободрИть

19. осУжденный – осуждЁнный

20. плЕсневеть – плесневЕть

21. полигрАфия – полиграфИя

22. пОнял – понЯл

23. премИровать – премировАть

24. принУдить – принудИть

25. слИвовый – сливОвый

26. тУфля – туфлЯ

27. углУбленное изучение – углублЁнное

28. хАос – хаОс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

А теперь я буду называть правильный вариант, а вы сами себя проверяйте. Посчитайте количество правильных ответов.

1 балл начисляется тому, у кого не менее 22 правильных ответов, 2 балла начисляется тому, у кого более 22 правильных ответов.

Опросный лист (ключ)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1

Уважаемые коллеги, сегодня мы рассмотрели вопросы речевого развития дошкольников, на практике работали с методическими приемами данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания.

Уважаемые коллеги прошу вас проголосовать за наше методическое мероприятие в целом. Если вы получили какую-то полезную информацию, и считаете, что не зря потратили свое время и голосуйте «ЗА», то поднимите зеленый карандаш, если вы считаете, что это мероприятие для вас пустая трата времени и вы голосуете

«ПРОТИВ», то поднимите красный карандаш.

Награждение участников, набравших большее количество жетонов.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 08:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД