Анна Андреева
Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игры
Воспитатели разбиваются на команды воспитателей групп младшего и раннего возраста, воспитателей групп старшего возраста. В каждой команде должно быть не больше 6 человек. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах следует разложить различные материалы для выполнения заданий: листы бумаги, карандаши, ручки. Ведущий игры заранее оговаривает правила:
• Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения;
• На выполнение каждого задания дается определенное, строго ограниченное время;
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
• По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы;
• Ответы выносятся на суд всех участников игры;
• Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри (старший воспитатель, заведующая);
• После обсуждения и вынесения решения жюри формулируется правильный ответ на вопрос задания.
Для определения степени профессионализма воспитателя можно составить простую таблицу, в графах которой будут проставляться оценки (можно в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры. Эта таблица поможет вынести решение о профессионализме воспитателя в осуществлении экологического образования дошкольников.
Вопросы к деловой игре
1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста.
• Цель экологического воспитания - научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.
• Целью экологического воспитания дошкольников является «формирование осознанно-правильного отношения к, явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
• Цель экологического воспитания - изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
• Цель экологического воспитания дошкольника - это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
3. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей.»
• Достаточно занятий по экологии.
• Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.
4. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании, детей - на педагоге-экологе, который проводит занятия по экологии, или на воспитателе, который, не ограничиваясь занятиями, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей?
5. Какова роль педагога-эколога в экологическом воспитании дошкольников?
6. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
7. Попробуйте дать краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольников.
Педагогам предлагаются программы: Васякина-Новикова Ж. Программа «Паутинка» для детей дошкольного возраста Белавипа П., Найдеиская Н. Планета - наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников Рыжова Н. Наш дом – природа Николаева С. Юный эколог Ашиков В., Ашикова С. Семицветик
8. Вам предлагаются диагностические карты знаний и умений детей «Экологическое воспитание : мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей:
• Владение навыками экологически безопасного поведения в природе.
• Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
• Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности.
9. Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.
10. Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение) :
• Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
• Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
• Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
• Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
• Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
• Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.
• Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
11. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:
1. Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.
2. Назови и покажи части деревьев.
3. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
4. Как и откуда дерево получает питательные вещества?
5. Зачем дереву ствол, ветки, листья?
6. Чем дерево отличается от кустарника?
7. Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
8. Как человек помогает деревьям и кустарникам?
9. Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?
Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов? Что бы Вы добавили в него или, наоборот, исключили?
Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты и ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года».
12. Попробуйте сформулировать для детей:
• Правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.
• Правила безопасного труда в природе.
• Правила безопасности при проведении опытов с природными объектами.
• Правила безопасной игры в природе.