Папки-передвижки

Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»

Ирина Жидкова
Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной деятельности в развитии детей.

Задачи:

Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.

Публикация «Деловая игра для воспитателей „Особенности познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах

Ход игры.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем деловую игру.

Для начала прослушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил воспитатель. Долго

работал он в детском саду, и дети его очень любили, и знаний у него было

очень много и тепло дарил детям и радовался своей работе. Вот однажды он

отдыхал около речки, дышал свежим воздухом, наслаждался пением птиц. И

вдруг на небе стали появляться темные тучи. Подул ветер перемен и принес

ФГОС ДО. От неожиданности вскочил воспитатель, а ФГОС говорит: «Я

великий ФГОС, наконец-то я дорос до дошкольных учреждений, из гуманных побуждений научу тебя всему, как работать по уму. Никаких занятий строгих и натаскиваний знаний, путь игра-царица детства об руку идет с тобой. Город ООП найдешь и меня тогда поймешь, а теперь ступай ты смело взяться уж пора за дело. Сотворить тебе надо диво дивное, чудо чудное, сделать педагогический процесс еще интересней и увлекательнее, да еще документ важный составить, чтобы согласно ему, к целевым ориентирам детишкам добраться благополучно».

Испугался воспитатель новых перемен, растерялся, плечами пожимает в

недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя

достаточно. Значит вперед иди»! И пошел воспитатель искать дорогу к городу неведомому. Идет, спешит, гранит науки грызет и одно только слово твердит: «ФГОС, ФГОС, ФГОС».

И видит на дороге свиток лежит волшебный, да только разобрать, что там

написано не может.

Уважаемые коллеги, давайте поможем коллеге. Что обозначают

аббревиатуры: ООП, РППС?

Стал воспитатель думать, как строить по-новому педагогический процесс?

А педагогический процесс тут как тут. Воспитатель его и так, и сяк крутил,

строил перестраивал. А у кого спросить не знает. И вдруг, видит на дороге

нечистая сила, вот и спрашивает у нее: «Тебе ведомы многие пути дороги,

помоги найти правильный путь в стране ФГОС к городу ООП».

А нечистая сила отвечает: «Я охраняю эту дорогу и пропущу, если выполните задания ФГОС».

- Назовите правильное соотношение обязательной части Программы и части

формируемой участниками процесса? (60 / 40)

- Определите время реализации ООП ДО? (в течении всего пребывания в ОУ)

- Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Воспитатель не унывает новые идеи в детском саду внедряет, вот так воспитатель живет поживает.

А теперь у меня к вам вопрос. Назовите недостающие направления развития по ФГОС? (социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое).

Правильно, сегодня мы с вами поговорим именно об этом направлении.

Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью,

эмоциональное освоение мира.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Дети с раннего возраста начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников»

" Детские исследования: содержание и алгоритм исследования. "

Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку.

Задание: Придумайте карточки - подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие. (раздать маркеры и бумагу)

1 команда: понюхай - нельзя нюхать; попробуй на вкус - нельзя брать в рот;

2 команда: потрогай - нельзя брать руками; посмотри, послушай.

Где можно применить такие карточки подсказки?

На этапе поиска решений проблемы - необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

Главная характерная особенность в познании детей дошкольного возраста это самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания.

Основной путь работы воспитателя по познавательной мотивации это

стимулирование познавательной активности – чтение познавательной

литературы, игры по ознакомлению с окружающим миром, наблюдение в

природе, экскурсии, целевые прогулки, развитие у детей любознательности постановка вопросов, проблемных ситуаций, оценка.

А теперь проверим ваши знания через деловую игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.

1. Какой математический знак можно поставить между словами

«воспитание» и «образование»? Знак «равенства». Т. к. воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая, занимаемся его воспитанием. Это два взаимозависимых процесса.

2. Что является объектом познания детей раннего возраста?

(Рукотворный мир, мир неживой и живой природы).

3. Назовите формы работы с детьми раннего возраста по познавательному

развитию. (Наблюдения, экспериментирование, предметные игры, рассказы взрослых).

4. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

(Плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование

поверхности предметов).

5. Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.

(Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного

окружения, привлекающие их внимание).

6. Перечислите познавательные аспекты на физкультурных занятиях.

(Знакомство с движениями и их влиянием на организм, познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом).

7. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет?

(Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит

процессом познания).

8. Новая форма познания у детей 4-5 лет?

(Способны понимать слово воспитателя без наглядности).

9. Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности с

детьми 6-7 лет.

(Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые

мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий).

10. Назовите главные задачи познавательного развития.

(Развитие общих познавательных способностей : умение наблюдать,

отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной

деятельности и т д).

11. Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года? (Ролевая игра).

12. В каком возрасте можно оценить особенности интеллекта? (С 5-6 лет).

13. В каком возрасте в словаре ребёнка появляются абстрактные

понятия? (5-6 лет).

14. В каком возрасте ребёнок может применить свои понятия в играх,

выдумывать сюжет сам? (6 лет).

15. В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы

способствуют его развитию? (В 4-5 лет. Картинки- путаницы, рассказывание

небылиц и т. д).

16. Назовите основные пути работы воспитателя по познавательному

развитию детей. Стимулирование познавательной активности,

любознательности, оценка работы.

Какие же формы работы с детьми по познавательному развитию мы

используем с детьми младшего дошкольного возраста : наблюдение, исследование, предметно - манипулятивная игра, встреча в природе, рассказы

взрослых; со старшими детьми – беседы с педагогом, познавательные

рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных

ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телепередач

познавательного характера, информационные занятия, познавательные

практикумы - опыты, эксперименты, самостоятельная поисковая деятельность.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования и определили

педагогические условия успешного и полноценного развития детей.

Мы с вами не только воспитатели, но и учителя. Наша задача – научить

ребенка понимать мир и правильно к нему относиться.

Закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил

человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь

оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой

позитивной ноте мне бы и хотелось закончить деловую игру. Удачи

вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Успехов вам!

Рефлексия: Уважаемые коллеги, если вы считаете, что все, что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь!

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Деловая игра для воспитателей «Его величество Проект» Ход игры: - Внимание, внимание! Его величество Проект приглашает вас, уважаемые коллеги, на игровую площадку, для того чтобы оснастить нас,.

Деловая игра по здоровьесбережению дошкольников «Знаю. Умею. Могу» Деловая игра «Знаю. Умею. Могу» Цель: используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения,.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 12:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД