Папки-передвижки

Деловая игра с педагогами «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Ирина Приходько
Деловая игра с педагогами «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об использовании малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает – «народная мудрость», устное народное творчество. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, в первую очередь, на развитие его речи. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. К сожалению, наши современные родители, в силу занятости, часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк, а произведения народного творчества практически даже не используют в раннем возрасте.

Публикация «Деловая игра с педагогами „Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Мы педагоги - практики прекрасно осознаём, что чем раньше начнем знакомить малыша с разными фольклорными жанрами, и чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Только целенаправленное и систематичное использование малых форм фольклора позволит добиться положительных результатов в данном направлении.

Как показывает практика работы, особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении, в период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период использование малых форм фольклора становится просто незаменимым. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной малышам формой. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Ценность детского фольклора заключается в том, что разные его жанры позволяют развивать коммуникативные навыки у детей раннего возраста, с их помощью взрослому легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.

Использование малых форм фольклора способствует : развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю, пополнению его словаря, обогащению знаний грамматики родного языка. Знакомя малышей с разными фольклорными жанрами, мы развиваем у малышей творческие способности, развиваем их воображение. Малые фольклорные формы оказывают на детей и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.

Использование малых фольклорных форм в работе с малышами не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно.

Уважаемые коллеги, а сейчас, я предлагаю всем вместе с помощью викторины вспомнить многообразие малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста

1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете? Перечислите. (пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички).

2. Как называются короткие рифмованные стихи, служащие для справедливого распределения ролей в играх? (считалки). Привести примеры.

3. Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Эта форма фольклора называется (закличка)

4. Назовите форму фольклора? «Шапка да шубка, вот и весь мишутка». (скороговорка)

5. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

6. Когда используется пестушка : «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба» (при купании)

7. Как называют следующие выражения: «Вова, Вовка -карапуз съел у бабушки арбуз»,», «Плакса, вакса, гуталин -проглотил горелый блин» (дразнилки).

8. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).Загадайте загадки коллегам!

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым, но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

9. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок» - дружба; «Репка» -трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

10. Малые формы фольклора используются… Перечислите. (в период адаптации, в режимных моментах, в НОД, в игровой и самостоятельной деятельности.

Спасибо, уважаемые коллеги.

А сейчас я предлагаю более подробно остановиться на одной из малых форм фольклора – потешках, ведь именно они являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, ведь хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю, особенно в адаптационный период.

Жизнь малышей в детском саду – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с маленькими детьми песенки-потешки необходимо использовать во всех режимных моментах. Под потешки, дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление, а самое главное речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. Я предлагаю, вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе вашей работы (потешки во время умывания, кормления, перед сном, перед выходом на прогулку). (выполнение задания)

И в заключении своего выступления, мне хотелось бы дать несколько добрых советов (пожеланий) по использованию малых форм фольклора с детьми раннего возраста :

* Педагог должен сам научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах, только тогда он сможет добавить в различные виды деятельности с малышами элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые моменты будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.)

* Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями.

* Необходимо помнить, что малыш, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

* При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.

* Отбирая произведения фольклора для детей раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со взрослым.

Спасибо, уважаемые коллеги. Мне остаётся поблагодарить Вас за внимание и работу. Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста» Если вы хотите научить детей думать, Научите их сначала придумывать. Дж. Родари ЗАДАЧИ: 1. Повышать компетентность, профессионализм.

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу»Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу» Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра с педагогами «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 20:28
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра с педагогами «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Приходько (УИ 1046917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД