Лучший педагог года

«День черкесского костюма». Комплексно-тематическое занятие в старшей группе

Рита Шетова
«День черкесского костюма». Комплексно-тематическое занятие в старшей группе

Комплексно-тематическое занятие в старшей группе

«Знакомство с адыгейскими национальными танцами и костюмами»

Цель:

• Продолжать знакомство с мелодиями адыгских танцев, беседа о них;

• Знакомство с адыгейским национальным костюмом;

Программные задачи:

Образовательные: - познакомить детей с бытом и традициями адыгейского народа;

- познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие: - расширить кругозор, развивать любознательность;

Публикация «„День черкесского костюма“, Комплексно-тематическое занятие в старшей группе» размещена в разделах

- вызывать желание передавать в своей работе особенности костюма.

Воспитательные: - воспитывать интерес не только к русским традициям, но и традициям и обычаем других народов.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено адыгским на-циональным танцам и костюмам. 28 сентября в республике будет праздно-ваться День национального костюма. Этот праздник молодой. Всего три года назад в этот день в здании музея Востока в Майкопе прошла демонстрация моделей известного модельера – художника, пропагандиста национального черкесского костюма Юрия Сташа. И тогда же было решено, что этот празд-ник будет праздноваться ежегодно.

Национальный костюм - это своеобразная книга, из которой можно мно-гое узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Адыгейский национальный костюм очень живописен. О красоте его с вос-хищением писали и русские, и зарубежные авторы. Он соответствует внеш-нему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов под-разделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Мужская одежда адыгов была красивой и удобной. Она была приспособ-лена к природным условиям и образу жизни мужчин того времени. Главной особенностью костюма являлась черкеска. Чаще всего она была темного цве-та. Белые черкески были редкостью, их носили только богатые князья. Муж-чины ходили всегда застегнутыми и подпоясанными узким поясом, на кото-ром висел кинжал, иногда пистолет и шашка. На груди располагались газыр-ницы – нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия – газыри. Черкеска для адыга была больше, чем одежда. Она была символом сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. А снять с адыга папаху - это все равно, что отрубить ему голову. Шапка олицетворяла мужскую гордость, мужское достоинство.

Дети рассматривают фото

Главным компонентом праздничного костюма адыгской женщины являет-ся платье - сай. А отделка, вышивка, богатство ткани сае говорили о семей-ном и социальном положении девушки. Девушки носили одежду светлых то-нов, замужние – темных. Красоту женскому национальному костюму прида-вал головной убор. Девичьи женские головные уборы отличались красотой и разнообразием. К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских платьев. Это говорило о чистоте черкесской девушки, оберегало ее честь.

Во время праздников девушки, одетые в традиционный костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, культурой поведения, искусством танцевать.

Дети рассматривают фото

Танцы были любимым развлечением адыгов. Ими сопровождались все празднества и увеселения. Танцы давали возможность показать свой талант, мастерство, темперамент. Искусству танца адыги обучались с детства.

Самым распространенным танце был «Зафак» (плавный танец парами). Его можно назвать танцем-приглашением. Танец этот очень любили среди моло-дежи, потому что из-за строгих традиций и обычаев юноши и девушки могли встречаться только на народных празднествах, свадьбах, в которых участво-вали целые аулы. Познакомившись однажды на каком-либо торжестве с де-вушкой, юноша искал встречи с нею и на других праздниках. С понравив-шейся ему девушкой он стремился танцевать все танцы.

Дети слушают мелодию танца «Зафак»

Воспитатель: И если «Зафак» был танцем первого свидания, то «Исламей» называли танцем второго свидания. Его называют танцем любви и счастья. Существует легенда, что жил когда-то молодой пастух по имени Ислам. Как-то, лежа на траве, он обратил внимание на орла и орлицу, парящих в небе по кругу. Кружась и любуясь друг другом издалека, они слетались, как бы желая высказать что-то нежное, ласковое, затем снова разлетались и опять парили по кругу. Их полет напоминал танец. Исламу вспомнилась любимая девушка, которая ждала его в ауле. Как выразить ей свои чувства?

Однажды на торжестве Ислам пригласил девушку на танец. Он вспомнил птиц и, вложив в танец свои чувства, показал его девушке. Девушка поняла и ответила тем же. А люди, увидевшие этот танец, назвали его «Исламей», что означает «Танец Ислама». Послушайте мелодию этого жизнерадостного и подвижного танца. Его еще называют танцем будущих жениха и невесты.

Дети слушают мелодию танца «Исламей»

При всех увеселениях адыги соблюдали строгое приличие: девушки держали себя скромно, замужние женщины не принимали участия в танцах. Были ус-тановлены правила, нарушать которые было нельзя. Например, парень не имел права долго смотреть на танцующую девушку, наступать ей на ноги, гонять по кругу. Для наблюдения за порядком назначался распорядитель танцев, который следил за тем, чтобы все соблюдали этикет. На танце нельзя было оставлять девушку в середине круга, произносить плохие слова, громко смеяться, грубить. Распорядитель мог оштрафовать и выгнать любого нару-шителя.

Характерные черты адыгского национального танца получили отражение в творчестве поэтов Адыгеи. Послушайте стихотворение, которое написал Руслан Нехай. Называется оно «Тайна танца».

В танце каждого народа –

Суть характера его.

Адыгеец в хороводе

Весь пылает, как огонь.

Танцы светлые адыгов

С миром музыки в ладу.

Пары то кружатся лихо,

То, как лебеди, плывут.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами аппликация. И мы попробуем создать адыгский национальный костюм. Я приготовила вам шаблоны жен-ских платьев. А вы должны их украсить на свой вкус. Но представьте себе, что вам предстоит пойти в нем на торжество. И ваше платье должно быть лучше всех!

Дети выполняют аппликацию. В конце занятия подводится итог.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе 08-06 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад №29 «Колокольчик» села Урусово Ртищевского района Саратовской.

Комплексно-тематическое планирование на май в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Наша страна. Мой родной край» Май (03 – 04.05.2018г.) Образовательная область «Познавательное развитие» («Познание») Предметный.

Комплексно-тематическое планирование на март в старшей группе компенсирующей направленности Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Мамин праздник.» Март (05 – 07.03.2018г.) .

Комплексно-тематическое планирование педагога-психолога в старшей логопедической группе Список используемых сокращений Образовательные области: СКР - социально-коммуникативное развитие; ПР - познавательное развитие; РР - речевое.

Комплексно-тематическое планирование по ФЭМП в старшей группе на март-май Март 1-я неделя № 25 Образовательные задачи: 1. Учить детей составлять число 9 из отдельных единиц: учить составлять группу предметов из.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности на апрель Образовательная область «Познавательное развитие» («Познание») Предметный словарь: Продукты, молоко, кефир, сливки, сметана, простокваша,.

Комплексно-тематическое планирование недели «Путешествие к звездам» в старшей группе Цели: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Итоговое мероприятие:.

Комплексно-тематическое занятие, посвящённое празднику «День Победы» для детей подготовительной группы Комплексно-тематическое занятие, посвящённое Дню Победы (Для детей подготовительной группы) Дети входят в зал под торжественную музыку «Герои.

Музыкально-тематическое занятие в старшей группе «День птиц» День птиц. 22 апреля. Музыкально-тематическое занятие в старшей группе. Автор: музыкальный руководитель МКДОУ № 100 Бабичева И. М. ,2017г. ,.

Тематическое занятие в старшей группе «1 сентября — День знаний» Цели и задачи: показать детям общественную значимость праздника – День знаний; доставить радость, создать веселое праздничное настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«День черкесского костюма». Комплексно-тематическое занятие в старшей группе
Опубликовано: 3 октября 2018 в 13:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД