Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День подснежника»

елена кривощекова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День подснежника»

День подснежника!

Цели:

формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;

• воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Оборудование:

подснежники, полянка;

костюмы: белочки, зайца, бабочки;

красная книга;

цветы с буквами – названиями цветов;

3 больших ромашки на поляну;

знаки, нарисованные детьми «Правила поведения в природе»

кружки (красный, жёлтый, зелёный) для игры «Экологический светофор»

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „День подснежника“» размещена в разделах

рюкзак с содержимым для туриста;

планета на доску, ракеты для рефлексии.

Ход мероприятия:

Слайд 1 (звучит пение птиц)

Слайд 3

Учитель: В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Учитель: О каком растении говорилось в стихотворении? подснежнике)

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня поговорим? (ответы детей)

Учитель: Сегодня урок мы посвятим подснежнику и другим растениям, которые нуждаются в нашей охране, заботе и защите.

Учитель: Цветы делают нашу жизнь прекраснее – вряд ли кто-то станет опровергать данный факт. Они радуют взор, позволяют получать эстетическое наслаждение, развивают чувство вкуса. Разные народы благодарят цветы за их существование на планете по-своему:

- Но лишь одному цветку посвящен праздник:

19 апреля в мире отмечают День подснежника.

Но прежде всего подснежники — это первые цветы, которые появляются после зимних холодов и соответственно символизируют начало весны, победу тепла над холодом и дарят надежду на лучшее. Латинское название подснежника — «галянтус» (Galanthus)«молочный цветок». Это растение известно еще с 1 тысячелетия, в средние века его почитали как символ непорочности, а повсеместно стали выращивать в 19 веке.

Сегодня подснежники произрастают на многих территориях Земли, всего их насчитывается около 20 видов, но практически все они занесены в Красную книгу. Самый популярный вид — подснежник белоснежный, а еще есть греческий, византийский, кавказский… Все они различаются по форме и расцветке и даже аромату. В разных странах этот цветок называют по-разному. Англичане зовут его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а россияне — подснежником. Русское название, вероятно, связано со способностью этого весеннего растения пробиваться из-под снега и зацветать с первыми теплыми лучами солнца.

В России подснежник растет большей частью в предгорных и горных лесах или на высокогорных лугах, также его разводят как декоративное растение.

Цветок, прячущийся под снегом, не раз становился героем поверий и сказок. Например, одна из легенд гласит, На Руси же существовала легенда, что однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек и смог выбраться из под снежного покрывала. Солнце увидело его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

К сожалению, сегодня подснежник стал жертвой «любви человеческой». По вине браконьеров, которые варварски собирают подснежники на букеты и выкапывают луковицы, их с каждым годом становится все меньше.

Поэтому в настоящее время большинство видов подснежников занесено в Красную Книгу как исчезающий вид, собирать их нельзя. Экологи ратуют за ужесточение мер по отношению к «собирателям» подснежников, призывают относиться к этим цветам бережно. В частности учрежденный праздник – день подснежника – призван напоминать именно об этом.

Учитель:. Таким образом, можно считать, что День подснежников в первую очередь является экологическим праздником, призванным беречь нежные цветы

Сценка “Не рви первые цветы”

Слышно пение птиц

Ведущий: В первый тёплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.

Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.

Сеня Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!

Прямо около снегов здесь полянка из цветов!

Посмотри, они какие –нежные и голубые!

Соберу- ка я букетик: Завтра будет женский праздник.

Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?

Я и бабушке готов подарить букет цветов!

И тебе, как младший брат, подарить их буду рад!

Марина: Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!

Подожди, я прибегу и с цветами помогу!”

Ведущий: Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.

Тут приходят зайчики, прибегают белочки.

И ругают мальчика, объясняют девочке:

Зайчик: Ну, зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?

Мы вчера, позавчера на поляну любовались!

Как росли красиво тут синие цветочки!

А сегодня здесь растут лишь пеньки да кочки!

Белочка: Знайте, трепетный подснежник очень тонкий, хрупкий, нежный.

Это – редкий вид, и он в книгу Красную внесён.

Если рвать цветочки эти будут взрослые и дети,

Не увидим их совсем мы нигде на белом свете!

Никогда из первоцветов вы не делайте букетов!”

Ведущий: Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.

Это не букет, а веник, красоты в помине нет!

Сеня: Жаль, поникли все цветочки!

Ведущий: Сеня молвит со слезами. -

Марина: И пропал подарок маме!”

Ведущий: Никогда Марина с Сеней

Тот букетик не забудут, и подснежников весенних

Больше рвать они не будут!

Учитель: Какие цветы хотели нарвать ребята? Почему же, нельзя их рвать? (Они внесены в Красную книгу).

Учитель: Ребята, почему эта книга так называется? (Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности)

Учитель: Что записывают в Красную книгу? (В Красную книгу заносятся данные обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране и защите человека, иначе, они могут навсегда исчезнуть с лица Земли)

Игра «Собери цветок»

- А сейчас я вам предлагаю узнать, какие растения занесены в красную книгу.

- На ваших стульях прикреплены кружочки. У каждого свой цвет. Вы должны найти цветы такого цвета на нашей полянке и собрать слово.

Красные: колокольчик

Синие: кувшинка

Зелё ные: ландыш

Белые: подснежник

- А сейчас давайте узнаем об этих растениях подробнее.

Слайд 7

Ученик: Подснежник — самое раннее растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег.

Слайд 8

Ученик: Ландыш - запах этого цветка не спутаешь ни с каким другим. Красивый, нежный цветок. Каждую весну он погибает в огромных количествах. Люди безжалостно вырывают его с корнем, чтобы насладиться его ароматом и красотой.

Слайд 9

Ученик: Кувшинка белая – цветок в воде родился, а дождика боится. Этот цветок очень редкий и виной тому мы сами. Бездумно человек выдёргивает это прекрасное творение природы. И не доносит до дома, бросает поникший цветок.

Слайд 10

Ученик: Колокольчик – один из самых любимых в народе растений. Всё меньше остаётся колокольчиков в наших лесах – они страдают из за своей красоты и незащищённости.

Учитель: В красной книге записаны растения и животные, которые находятся на гране исчезновения, но не только…

Слайд 11

Учитель: Страницы красной книги имеют 4 цвета. Почему, как вы думаете (Ответы детей)

Слайд 12

Учитель: На чёрных станицах описаны животные и растения, которые уже вымерли.

На красных станицах, исчезающие растения и животные.

На жёлтых станицах – растения и животные, численность которых быстро снижается

На зелёных страницах – те животные и растения, численность которых удалось восстановить и сохранить.

Ученик: Красная книга.

Охраняется "Красной книгой"

Много редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту.

И скорее под звёздною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас.

Экологическая сказка «Первый день в жизни бабочки».

Слышится пение птиц.

Учитель: Посмотрите, на нашей полянке появилась гостья.

(Бабочка летает по поляне. Потом садится на цветок).

Учитель: Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.

- Что это?- спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: «Земля».

-Ребята, а что такое Земля? (ответы детей).

-Вот она какая-Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж и чист. Не успела подумать обо всём этом,как услышала голоса «Воздух, воздух»

- Расскажите, ребята, Бабочке, а что такое воздух.

- В воздухе приятно было летать, но Бабочка почувствовала, что снизу потянуло сыростью.

-Что же это такое?- подумала Бабочка.

Тихий журчащий голос прошептал: «Вода», и раздался всплеск рыбы.

-Ответьте, что такое вода? (ответы детей)

Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.

- Как вы думаете, кто это мог быть?

- ДА, это человек. От человека зависит то, какими будут земля, воздух, и вода.

- Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими? (ответы детей)

Выходят дети, держа в руках знаки.

1: Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек. И научи этому своих друзей.

2: Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов.

3: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

4: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

5: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

6: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.

Игра «Экологический светофор».

Обозначения цветов на доске.

Учитель: А сейчас мы проверим, как вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе. На нашей полянке есть светофор, его сигналы означают то же самое, что и на дороге.

КРАСНЫЙ- когда человек приносит вред природе.

ЖЁЛТЫЙ- необходимо соблюдать определенные правила в природе.

ЗЕЛЁНЫЙ- наши добрые дела.

А поможет нам в этой игре турист, который собрался в поход.

Выходит турист с рюкзаком:

Турист: Вот что я взял с собой в поход:

* Нож. (Я собрался содрать кору с дерева ножом, чтобы разжечь костёр).

* Спички (Нужно разжечь костёр)

*Магнитофон (Послушать я решил новые хиты)

*Ведёрко. (Полить я захотел кустики ивы)

* Пакет с крошками хлеба и крупой (Буду кормить уток в пруду).

* Рогатка (Немного постреляю птиц)

Учитель: Ребята, какие ещё правила поведения в природе вы знаете? (ответы детей)

Игра «Если я приду в лесок»

Учитель: Давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ученик: Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Учитель: Ребята, какому цветку посвящен праздник в апреле? (подснежнику)

Учитель: Когда мы празднуем этот праздник? (19 апреля)

Учитель: Зачем люди придумали этот праздник? (чтобы показать, что нужно беречь планету и её обитателей)

Слайд 13

Учитель: Но есть в календаре ещё один праздник, который празднуется 22 апреля. Он называется «День земли». Как вы думаете, чему посвящён этот праздник (ответы детей)

Учитель: Впервые этот день начали отмечать в США, после трагедии, которая произошла в 1969году. Большая авария произошла на буровой установке. Огромное количество нефти разлилось по поверхности океана, загрязнило пляжи. Погибло множество животных, птиц, растений водоёма и берега.

Это трагическое событие потрясло многих людей. Они решили хотя бы раз в году напоминать жителям планеты об их отношении к окружающей среде. Так появилась идея празднования Дня Земли.

Рефлексия

Учитель: Что обычно делают в праздничные дни? (Поздравляют друг друга, желают всего хорошего.)

Учитель: Я предлагаю и вам написать пожелание – одно слово, и запустить его в космос на ракете, чтобы всё вокруг нашей голубой планеты расцвело благодаря вашим пожеланиям.

Учащиеся пишут пожелания, прикрепляют их на доску.

Учитель: Если вам понравилось сегодняшнее мероприятие, то приклейте вокруг земли зелёную звезду, если вы чем то остались недовольны – жёлтую, а если вам не понравилось мероприятие, то прикрепите красную звезду.

Учащиеся прикрепляют звёзды на доску.

Учитель: Посмотрите, какое чудесное небо у нас получилось!

Ученик: Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету,

Во всей Вселенной она одна,

Что будет делать без нас она!

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же живая!

Учитель: И в заключении нашего мероприятия давайте дружно споём песню Защитников природы, чтобы наша планета знала, что мы её в обиду не дадим и всегда будем защищать.

Сценка «Подснежник»

Сказка-инсценировка ко Дню подснежника 19 апреля

Действующие лица:

Подснежник.

Солнышко.

Тучки.

Ветер.

Воробей.

Мальчик.

На лесной полянке растет Подснежник. Пригревает солнышко – гладит Подснежник то с одной, то с другой стороны. Подснежник просыпается, потягивается.

Солнышко. Просыпайся, весна наступила!

Подснежник. А кто я?

Солнышко. Ты – Подснежник.

Подснежник. А зачем я?

Солнышко. А вот это ты должен понять сам. Вот я – Солнышко, дарю всем свет и тепло. Все радуются.

Подснежник. Но я не умею светить и дарить тепло. Значит, я никому не нужен?

Тучки закрывают Солнышко.

Подснежник. Ой, а где же Солнышко?

Тучки. Мы его закрыли.

Подснежник. А кто вы?

Тучки. Мы – Тучки.

Подснежник. А для чего вы нужны?

Тучки. Мы всех поим, поливаем, помогаем расти. Хочешь дружить с нами?

Подснежник. Но я не умею поливать и растить.

Летит Ветер, Тучки улетают. Подснежник раскачивается, закрывается от ветра.

Подснежник. Зачем ты так дуешь?

Ветер. Я – Ветер. Я гоняю тучи, чтобы они напоили всю землю. Я очень нужный. Хочешь, полетели со мной.

Подснежник (пробует дуть, как Ветер). У меня не получается дуть.

Ветер. Ну, тогда пока, мне некогда!

Ветер улетает, прилетает Воробей. Весело чирикает, летает по полянке. Замечает Подснежник.

Воробей. Чик-чирик, чик-чирик! Привет, Подснежник! Чего грустишь?

Подснежник. Я не знаю, для чего я нужен.

Воробей. Может, ты умеешь летать и чирикать, как я? От этого всем становится весело! Чик-чирик, чик-чирик!

Подснежник (пробует летать, но у него ничего не получается). Нет, я не умею.

Воробей. Ну, тогда прощай, я спешу!

Подснежник (расстроенно). Ничего я не умею! Ни светить, ни поливать, ни даже чирикать. (Садится на корточки, грустит.)

На полянке появляется мальчик, который горько плачет. Подснежник подходит к нему, гладит по головке, жалеет.

Подснежник. Что с тобой, тебя кто-то обидел?

Мальчик (продолжая всхлипывать). Нет.

Подснежник. Почему же ты плачешь?

Мальчик. Скоро у мамы день рождения, а я так и не придумал, что подарить маме. Мне так хотелось сделать ей сюрприз.

Подснежник. Не плачь, я что-нибудь придумаю. (Ходит по сцене, думает. Нерешительно:)

– А что если. А что если ты подаришь меня?

Мальчик (удивленно). Тебя?

Подснежник. Ну да, меня. Ведь я же цветок, хоть и маленький.

Мальчик (радостно). Вот здорово! Как же я сразу не догадался! Моя мама так любит цветы! Я нарисую тебя и подарю маме! Спасибо тебе, ты мне так помог!

Подснежник. Я?

Мальчик. Ну, конечно!

Подснежник. Значит, я тоже могу быть чем-то полезным?

Мальчик. Конечно, можешь. Каждый делает то, что умеет, – кто-то поит, кто-то греет, кто-то радует нас своей красотой, как ты.

На сцену выходят все участники инсценировки, становятся возле Подснежника, берутся за руки. По очереди читают строки стихотворения.

Ничего, что не вышел ты ростом, –

Каждый может полезным стать.

И малыш будет выглядеть взрослым,

Если станет другим помогать.

1-й: Нарисуй портрет цветка:

Подснежника, ромашки,

Незабудки, василька,

Да, хотя бы кашки!

Но не тронь его,

Не рви-

Сядь тихонько рядом,

Этот миг останови

Терпеливым взглядом!

2-й: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Какое верное решение нашёл малыш в этой ситуации?

-Нельзя рвать цветы!

Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии и уничтожает собственную среду обитания. Страшно представить, чем это может кончиться.

Мы очень надеемся, ребята, что после нашей встречи, у вас появиться желание защищать эти цветы, тем более, что сегодня существуют виды, которые можно вырастить дома в горшке. К Новому году у вас на подоконнике зацветёт это чудо и запахнет весной!

А соблазн сорвать цветок в подарок маме – можно решить так, как решил его наш герой: нарисовать, слепил.

Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, но ему наряд не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим плащом. С тех пор снег и подснежник неразлучны.

- А вот еще одна красивая легенда о происхождении подснежника.

На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшей в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг заболел мальчик, и знахарка сказала, что для его лечения нужны свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Горячие слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День космонавтики в детском саду»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День космонавтики в детском саду» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду» Цели: Познакомить детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «День космонавтики» «День космонавтики». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения нашего детского сада» Цель: воспитывать уважительное дружелюбное отношение и любовь к детскому саду. Задачи: развивать коммуникативные способности, желание помогать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День Героев Отечества»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День Героев Отечества» Программное содержание: Воспитывать чувство гордости за Армию – Победительницу. Формировать зачатки гражданственности. Расширять знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День Космонавтики» Воспитатель: Петрова Елена Владимировна Цель: расширить знания детей о космосе, дать представление о жизни в космосе; развивать внимание,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День космонавтики» для детей среднего дошкольного возраста Цели: Познакомить детей с историей возникневения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Словарь:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День матери» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День Матери»Возраст: 4-5 лет Цель: Познакомить детей с новым общественным праздником.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения у самовара» Квитченко Ольга Михайловна, педагог Возрастная группа детей: первая младшая (от 2,5 до 3 лет). Тип занятия: интегрированное Цель: продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День космонавтики в детском саду» Ознакомление с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду".» Цели: Познакомить детей с историей возникновения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День защитника Отечества» Программное содержание: 1. Познакомить детей с государственным праздником Днем защитника Отечества; 2. Формировать понятия военный, воздушный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День подснежника»
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 06:55
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД