Получи документы

Классный час «День птиц»

Прасковья Нигматулина
Классный час «День птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: День птиц

Цели:

- экологическое воспитание учащихся;

- знакомство детей с традициями обских угров;

- развитие мышления, творческих способностей, воображения;

- совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера.

Оборудование:

- изображения различных птиц;

- записи пения птиц;

- волшебный мешок;

- тонкие веточки, полоски бумаги, разноцветные ленты;

- костюмы Вороны и хантыйской девочки;

- жетоны.

Слайды: 1,2,3,4,5,6.

Публикация «Классный час „День птиц“» размещена в разделах

Учитель. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.

Слайды:7.8,9,10.

1 ученик. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 году – белый аист.

Слайд:11.

2 ученик. Нынче «птицей года» стала лебедь.

1 ученик. Международному дню птиц и посвящается наш урок. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого класс заранее разделился на две небольшие команды.

Учитель. Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о беспредельной их любви к Матери Природе, ее почитании.

Слайд:12.

Учитель. Я расскажу вам немного об истории праздника, на который мы сегодня собрались.

Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живость накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что как бы ты ни бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей, ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей. И вот 7 апреля, вдень прилета ворон, ханты и манси устраивали Праздник вороны, как бы задабривая ее.

Звучит ханты-мансийская мелодия, входит Акань (девочка одетая в традиционный наряд).

Слайд:13.

Акань. Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенечке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев проталины. Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился? Ох! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (ответы детей) А раз друзья – милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. Мы гостям завсегда рады! У меня есть волшебный мешок, а в нем. Ой, где же мешок? Ну вот. Опять Ворона мешок потеряла. Ну, где же она? Обещала принести мне его сюда, и все нет ее и нет. Где же Ворона?.

Учитель. Она, наверно, не хочет лететь из-за того, что весны еще нет.

Акань. Так мы весну сейчас все хором и позовем. Позовем, ребята? Тогда все вместе: «Весна, весна!»

Дети зовут весну.

Акань. Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит. Только пение птиц может разбудить ее.

В класс вбегает Ворона.

Ворона. Карр-карр! Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой мешок, да поблагодарить не забудь.

Учитель. Здравствуй, ворона! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона. Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать да похвалится перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Учитель. Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона. Из детских колыбелек перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки погрею, а то еще холодно. Я птица бездомная, везде летаю, мне тоже хочется воронят-детушек, но я замерзла. Может, мне поможете?

Учитель. Конечно, поможем. Ты только скажи, что нужно сделать?

Ворона. Помогите сделать гнездо. А я посмотрю да в самом уютном и посилюсь.

Конкурс. Учувствует весь класс. Детям предлагаются подручные материалы: тонкие веточки, бумага. Пока звучит хантыйская мелодия, дети выполняют задание – строят гнездо.

Ворона. Акань, помоги мне определить, какое гнездо самое красивое да уютное.

Ворона и Акань оценивают гнезда.

Ворона. Порадовали! Спасибо вам, люди добрые. А для победителей есть у меня гостинец из старых запасав - кедровые орешки.

Ворона награждает победителя конкурса, вручает ему жетон

Акань. Загляну-ка я волшебный мешочек и узнаю, какую игру он нам предложит. (Заглядывает в мешок.) А в мешочке. И так, задание будет такое: я начну пословицу, а вы должны ее закончить.

Слайд:14,15.

Конкурс пословиц и поговорок о птицах. Задание – закончить фразы:

1. Плоха та птица, которая. (свое гнездо марает).

2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).

4. Гусь свинье… (не товарищ).

5. Всякая птица свое… (гнездо любит).

6. Старого воробья на мякине… (не проведешь).

Учитель. А теперь небольшая викторина.

Слайды: 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25.

Вопросы викторины:

1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

2. Какая птица выше всех летает? (Орел)

3. Какая птица быстрее всех в мире? (Стриж)

4. Какая птица самая большая в мире (Страус)

5. Какая птица может летать вперед хвостом? (Колибри)

6. Какая птица, из обитающих в нашей стране, самая маленькая? (Королек)

7. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клест)

8. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

9. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки)

За правильные ответы во время конкурса пословиц и викторины ученики получают жетоны.

Учитель. Вот теперь, наверное, точно весна придет. Правда, Ворона?

Ворона. Нет, не спешите. Я хоть и добрая птица, но ехидная. Пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений о весне.

Дети читают стихотворения и получают жетоны.

Акань. Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали стол с угощением возле березы, приносили в дар духам ленточки, платки с завязанными в них белыми монетками. Кланялись, обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.

Учитель. А ребята еще могут порадовать тебя, Ворона, и нарисовать твой портрет.

Художественный конкурс. Участвует весь класс. После завершения работы Ворона отбирает несколько лучших рисунков, награждает их авторов.

Ворона. Мне кажется, что ребята заскучали.

Учитель. Не волнуйся, Ворона. Мы сейчас поиграем в игру «Земля-вода-небо». Я буду говорить слова: «земля», «вода», или «небо» - и указывать на любого из вас. Если я скажу «земля», то игрок должен назвать животное, обитающее в наших краях. Если я скажу «вода», то нужно назвать рыбу, которая водится в реках нашего края. А если я скажу «небо», то тот, на кого я указала, должен назвать птицу, которая обитает в нашей местности.

Проводится игра.

Акань. Сколько невнимательных ребят! Что же с ними делать?

Ворона. Пусть они выполняют мое задание, и их вина будет прощена.

Ворона просит детей, которые ошиблись в игре, изобразить разных зверей и птиц.

Слайды: 27,28,29,30,31,32.

Учитель. Теперь весна, наверное, уже скоро придет.

Акань. У хантов и манси есть обычай – наряд для весны готовить, развешивать на деревьях и кустах украшения. Давайте и мы подготовим наряд для весны.

Детям раздаются разноцветные ленты, полоски цветной бумаги. Дети украшают весеннюю берёзу полосками.

Акань. Наряд приготовили, теперь-то уж точно весна придет. Да только много снега в лесу, долго еще добираться будет.

Голоса птиц.

Отгадывание загадки.

Учитель. Сниться ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Догадались? Это… (птица)

Учитель. У нас в школе проходила акция «Покормите птиц зимой». Сейчас мы с вами подведем итог.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «День птиц»
Опубликовано: 20 октября 2014 в 20:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час «День птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Прасковья Нигматулина (УИ 255728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД