Наталья Панкова
«День рождения Феи Ночи». Конспект коррекционного занятия в тёмной сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- познание детьми темноты как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней;
- развитие художественного воображения и фантазии, общих музыкальных способностей детей;
Задачи:
- создать атмосферу обострённой чувствительности, проникновенности, душевного единения;
- создать условия для получения детьми удовольствия от процесса фантазийного общения и игры;
- развивать не визуальные способы восприятия - слуховое, тактильное, кинестетическое в их целостности и взаимосвязи;
- помочь детям преодолеть страх перед темнотой;
Публикация «„День рождения Феи Ночи“, Конспект коррекционного занятия в тёмной сенсорной комнате» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие – урок темноты. Сегодня у феи ночи день рождения и она хочет его отпраздновать с нами. А чтобы она услышала нас и поняла, что мы собрались и ждём её, давайте споём песню.
Песня «Зимний вечер»
(сл. А. Шевченко, муз. М. Ройтерштейна)
(притушить свет, в это время заходит Фея Ночь)
Ребенок :
Ночь пришла,
Темноту привела,
Вокруг тишина,
Только светит луна.
Фея Ночь: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы меня ждёте. Свой день рожденья я хочу отпраздновать с вами, т. к. вы мне стали родными. Каждый вечер я вижу, как вы гуляете на улице: играете и веселитесь, не боитесь темноты. Я пришла не одна – со мной прилетели мои постоянные спутники – ночные светлячки. Вот они! (бросить вверх конфетти, а затем кусочки мишуры) Возьмите в руки по одному светлячку, встаньте в круг и давайте поиграем в игру «Светлячок».
Игра «Светлячок»
(ребёнок-светлячок встаёт в круг – ему завязывают глаза, а остальные говорят такие слова:
Светлячок, светлячок, посвети в кулачок,
Посвети немножко, дам тебе горошка.
После окончания слов ребенок с вытянутыми руками подходит к одному из детей и угадывает, кто это. Игра проводится 3 раза).
Фея Ночь: - Молодцы, ребята вы можете узнать друг друга с закрытыми глазами. А теперь настало время для танцев. Давайте будем танцевать со Светлячками.
Танец со Светлячками
(дети под спокойную музыку легко кружатся по залу с кусочками мишуры в ладошке, а Фея и воспитатель с зажжёнными свечками. Затем дети «отпускают» светлячков и садятся на стульчики)
(раздаётся громкий звук и под музыку вылетает привидение)
Фея Ночь: - Кто ты? Мы тебя не ждали. Зачем ты пришел? Ты хотел нас напугать?
Привидение:
Я весёлое привидение,
Не хочу я вас пугать,
Я пришёл сегодня в гости,
Чтобы с вами поиграть!
У меня в коробке лежат разные предметы – вы должны будете угадать, что это за предмет.
1,2,3 – ну, кто смелый? Выходи.
(выходят 3 – 4 ребёнка по очереди. Каждый засовывает руку в коробку, берёт один предмет и на ощупь угадывает – что там)
Привидение:
Я хорошее привидение,
Я люблю шалить, играть,
Становитесь, дети, в круг!
Предлагаю поиграть!
Игра «Не попадись!»
(дети стоят по кругу с вытянутыми вперёд руками, а привидение бегает внутри круга и старается хлопнуть по руке. После первого круга эти дети выходят из игры. Игра повторяется 3 раза)
Приведение: - Мне было с вами очень весело, а теперь мне пора улетать дальше, чтобы успеть поиграть с другими детьми. (привидение улетает)
Фея: - А вас, ребята, я предлагаю прогуляться в моём царстве Темноты. Чтобы попасть в него, нужно описать словами, какая ночь бывает. Например, ночь загадочная. ( дети проходят по очереди под светящимися нитями и говорят: таинственная, тёмная, звёздная, зимняя, холодная, прекрасная, тихая, ясная и т. д. Дети идут по кругу – в это время выключить верхний свет, оставить только лампочки. Можно включить аромалампу с запахом хвойных деревьев: ели, сосны, кедра) Красиво вокруг? Вам нравится в моём царстве? (дети останавливаются). Давайте мы с вами прочитаем об этом стихотворение. Повторяйте за мной. (тихим, таинственным голосом)
В царстве Ночи так прекрасно!
Много звёзд на небе ясном.
Так спокойно здесь гулять
За огоньками наблюдать.
Воспитатель: Как красиво вы говорили. В царстве Ночи так всё спокойно, тихо, что и мне захотелось поспать. Давайте мы с вами ляжем и немного отдохнём. (дети берут подушки и ложатся на специальные коврики по кругу. Фея поёт русскую народную колыбельную «Баюшки-баюшки»)
Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Машу поглядели.
И сказал горностай:
«Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису».
(после песни дети встают, складывают подушки и садятся на стульчики)
Воспитатель: Пока вы спали, вам что-нибудь снилось? (ответы детей)
Мне ночью снились горы…
Высокая гора,
Та самая, с которой
Катались мы вчера. (А. Л. Барто)
Воспитатель: - А вот на этой горке
Живёт гномик Абсолют. (выставить куклу)
Он заглянул к нам в гости,
Хотел на вас взглянуть.
Абсолют: Здравствуйте! Вот вы веселитесь, а я сегодня столько дел переделал, что просто словами не пересказать. Попробуйте угадать, чем я сегодня занимался.
(за ширмой помощник переливает воду – купался или пил; звенит монетами – деньги считал; топает – гулял; щёлкает ножницами – постригался; гремит посудой – готовил еду или ел и т. д.)
- Молодцы, ребята, правильно угадали. А теперь мне сами скажите:
Как летает пчела? (з-з-з)
Как работает насос? (с-с-с)
Как шелестит листва? (ш-ш-ш)
Как заводится мотор? (р-р-р)
Фея: -Молодцы! А давайте мы поиграем с Абсолютом в игру, которая называется «Здравствуй, тот, кто в темноте».
Игра «Здравствуй, тот кто в темноте»
(дети стоят в кругу, один ребёнок – в центре круга)
Здравствуй, тот, кто в темноте,
В тёмной, тёмной комнате.
В уголке не дрожи,
А что можешь покажи.
(ребё нок ведущий выполняет задания: попрыгать как зайчик, как лягушка, пробежать как волк, протопать как медведь, пролететь как птичка)
Абсолют: Какие вы молодцы: и играете, на вопросы отвечаете и всё знаете. А можете мне спеть какую-нибудь красивую песню?
Воспитатель: - Конечно! Наши дети знают очень красивую песню про ночь, про таинственные ночные звуки. Послушайте её.
Песня «Что рождается в ночи»
(сл. И. Пивоваровой)
Воспитатель: - Вот наш гномик и уснул. Пусть спит, а мы вернёмся в группу. Мы опять пройдём через волшебные ворота и окажемся в группе. Проходя через волшебные ворота, закройте глаза и почувствуйте, как вас ласкают, греют, гладят лучики света.
Фея Ночь: - Спасибо за прекрасный вечер – это был мой самый лучший день рождения! Спасибо, что повали меня в гости и сами приходили в моё царство. Мы с вами ещё не раз встретимся. Когда вы будете гулять вечером, я буду вам освещать вам дорогу яркими лампами, звёздами в ночи и ясным месяцем в небе! До свиданья!
(дети проходят под светящимися нитями, выполняя задание)
Воспитатель: Вот мы и в группе. Надеюсь, что вам понравилось наше занятие. И я прошу вас быть всегда внимательными к окружающему миру, замечать его красоту и не преставать ему удивляться. Давайте простимся с нашими гостями.
Использованная литература:
Журнал «Музыкальная палитра», № 7 за 2010 г.
Большое спасибо музыкальному руководителю Т. Э. Тютюнниковой за замечательную идею. Я воспользовалась предложенными ею играми, изменив игровые правила. Песни взяты мною тоже из вышеназванного номера журнала. Ещё раз большое спасибо!
В рамках реализации проекта «Капля света в каждом доме» было проведено с детьми с ОВЗ коррекционное занятие «День рожденья Феи Ночи», главной целью которого было – преодоление страха перед темнотой. Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста, а особенно дети с ОВЗ, испытывают страх перед темнотой.
Занятие было проведено в вечернее время, чтобы создать атмосферу ночи, темноты, загадочности. Чтобы создать иллюзию праздника детям было сказано, что сегодня день рождения у феи Ночи, использованы сюрпризные моменты – это приход гостей (привидения, гномика Абсолюта, Светлячков, световые эффекты.
Для развития не визуальных способов восприятия были подобраны различные игры и задания:
- отгадывание того, чем занимался гномик – на развитие слухового внимания и памяти;
- игра «Догадайся, что это?», «Светлячок» - развитие тактильного восприятия;
- игра «Здравствуй, тот, кто в темноте» - моторной памяти, а также игры на координацию речи с движением.
К занятию я постаралась подобрать соответствующий поэтический материал (которые я в конспект не включила, это и стихи, песни. Стихи были выбраны такие, чтобы описать красоту ночи, задаться вопросом, где же живёт сон и т. д. Характер песен подчёркивал неторопливость, спокойствие, помог почувствовать таинственность, вызвать сопереживание. Колыбельная была использована русская народная, т. к. народный фольклор – это проверенное поколениями средство успокоения, снятие возбуждения, где не только характер музыки, но и слова способствуют этому.
Для создания особой атмосферы был использован инвентарь сенсорной комнаты : это колба и светящиеся нити. Кроме того игра с использованием светящихся нитей «Пройди через волшебные ворота» способствовало развитию речи – умению подбирать прилагательные, а также умению наблюдать за таинственной игрой огоньков в темноте.
Мне кажется, что поставленные задачи были решены, благодаря тесному сотрудничеству с разными специалистами:
- психологом – педагогом, которая дала методические рекомендации по использованию оборудования;
- учителя-логопеда, которая много работает над развитием речи детей;
- музыкального руководителя, которая подобрала соответствующее музыкальное сопровождение; Хочется их поблагодарить.
Хочется думать, что это занятие было интересно и полезно всем!