Лучший педагог года 2022

Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения

Алевтина Лузгинова
Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения

Наиболее частая категория детей, плохо усваивающих учебную программу являются дети с задержкой психического развития. Очень часто таких детей выявляют учителя начальных классов, так как они отстают в обучении от своих сверстников. Такая категория детей вызывает особенное беспокойство у учителя, так как снижаются средние показатели успеваемости всего класса. Как правило, в таких случаях требуется консультация психолога. По результатам проведенных психологических методик, направленных на изучение особенностей познавательных процессов совместно с родителями, такому ребенку рекомендуют пройти психолого- медико- педагогическую комиссию по результатам и рекомендациям которой ведется обучение по скорректированной и адоптированной программе. Как правило, ПМПК рекомендует наблюдение у соответствующего медицинского специалиста, коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда.

Очень часто при постановке диагноза ЗПР родители обеспокоены, что их ребенок не сможет стать полноценным членом общества из-за того, что у него имеются интеллектуальные нарушения. В этот вопрос надо внести ясность. В отличии от других интеллектуальных нарушений, например, слабоумия, которое носит необратимый характер ЗПР имеет обратимый характер. Если с ребенком вовремя начать вести психокоррекционную и педагогическую работу, то с возрастом задержка может пройти бесследно.

Педагог, работающий с таким ребенком, должен понимать причины такого состояния, знать основные методы работы с такими детьми, границы требований, создать условия для максимальной комфортности и результативности обучения таких детей. Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости тех или иных когнитивных функций, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения и т. д. Обучение проводится в игровой форме.

Общая характеристика детей с ЗПР. Это состояние характеризуется замедленным темпом развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, так и пониженным развитием волевых процессов.

Причины ЗПР делятся на биологические и социально-психологические. К биологическим факторам можно отнести негрубые органические повреждения центральной нервной системы, приводящих к парциальным нарушениям психического развития ребенка, причины которых могут лежать в различных патологиях беременности: токсикозах, гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, травмах полученных во время родов, алкоголизм родителей. К социальным факторам можно отнести воспитание в условиях гиперопеки или безнадзорности, дефицит общения как такового (социальная депривация). Нарушения слуха и зрения тоже может являться вторичным фактором развития ЗПР. Биологические и социальные факторы могут сочетаться в формировании ЗПР. Например: органические нарушения с гиперопекой или социальной депривацией, или выступать в качестве самостоятельных факторов.

Виды ЗПР:

1. Конституционального генеза – страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие, такой вид ЗПР еще называют гармоничным инфальтилизмом. Когда хронологический возраст не соответствует возрастным нормам развития.

2. Соматогенного генеза – характеризуется влиянием тяжелого соматического заболевания на созревание структур головного мозга. Психогенного генеза- в основе такого типа ЗПР лежат неблагоприятные факторы психического развития. Безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека. Как правило, формируются безволие, безынициативность, эгоцентризм.

3. Органического генеза – в основе такого типа ЗПР лежат органические первичные поражения головного мозга негрубого характера. Внешне это выражается в двигательной расторможенности, бедности оттенков эмоций, низким уровнем воображения. Также эти дети повышенно внушаемы. На практике, чаще всего приходится иметь дело с таким типом ЗПР. Хотелось бы отметить, что ЗПР может иметь наследственный характер. Встречаются семьи с ЗПР в нескольких поколениях.

Игровая деятельность детей с ЗПР отличается стереотипностью, игрой в одиночестве. Такие дети не соблюдают правила игры, их движения отличаются неловкостью, могут наблюдаться различного рода тики. На практике хорошо зарекомендовали себя следующие методы коррекции: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия и другие арттерапевтические методы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 17:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 февраля. Международный день пиццы

 Сегодняшний праздник посвящен одному из самых популярных блюд в мире — знаменитой итальянской пицце. Пиццу любят все, и хоть родина ее Италия, пиццу готовят практически в любой стране.

9 февраля. Международный день стоматолога

Сегодня – международный праздник врачей, благодаря которым наша улыбка всегда остаётся красивой, а зубы – крепкими. А от здоровья зубов во многом зависит здоровье и всего остального организма. На...


Горячие темочки