Папки-передвижки

Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Елена Анатольевна Елагина
Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Воспитатель: Елагина Елена Анатольевна

Мультфильмы как средство формирования

социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Детям нравятся мультфильмы.

Оказывается, просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств, поможет сформировать у ребёнка представления о духовно - нравственных ценностях и основы нравственного поведения.

Публикация «Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детское восприятие мира отличается от взрослого. Вот несколько фактов, которые помогут нам понять, как выбрать мультфильм для ребенка.

• Дети не видят разницы между вымышленным нарисованным миром и реальностью. Если в мультфильме один герой бьет другого по голове, и все при этом радостно хохочут, малышу сложно понять, почему ему нельзя делать то же самое с братиком или сестричкой. У ребёнка стирается грань между плохим и хорошим, между добром и злом

.

• Детей завораживает яркая мелькающая картинка. И производители современных развивающих мультфильмов прекрасно об этом осведомлены. Дети сидят перед экранами как загипнотизированные, но это совсем не означает, что их интеллект и познавательные способности в этот момент развиваются.

Скорее наоборот.

Есть исследования, которые показывают взаимосвязь между количеством проведенного времени перед телевизором в детстве и успехами во взрослом возрасте. Количество часов просмотра обратно пропорционально карьерному росту.

То есть чем больше телевизора в детстве, тем хуже карьера в дальнейшей жизни.

• Дети любят повторения. Они готовы смотреть один и тот же мультфильм бесконечно. Это нормальное и даже полезное качество детской психики.

Невролог-педагог Мария Монтессори объясняла потребность ребенка в повторных действиях его уникальной способностью интуитивно чувствовать свои слабости и находить средства для их коррекции.

Если не мешать этому процессу, то можно поддержать врожденную одаренность ребенка и самостоятельность принятия решений.

Только материал для повторений нужно дать качественный: подобрать много мультфильмов с высокой художественной, культурной, эмоциональной ценностью.

Тогда ребенок сможет выбрать и вобрать в себя нужное и лучшее.

Раз смотрит, значит, находит там для себя что - то нужное, что требует повторного проживания и осмысления.

Мы контролируем лишь время просмотра.

Итак, понятно, что просто включить детский канал или мультфильм и уйти – худшая стратегия.

Правильные и полезные мультфильмы для ребенка надо отбирать, не полагаясь на вкусы телепродюссеров и большинства телезрителей. В интернете можно найти списки полезных и вредных мультфильмов, даже целые сайты, посвященные этому вопросу. Однако разброс мнений велик, картина мировосприятия и вкусы создателей таких списков неизвестны.

Мы можем сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно нашего ребёнка, нашей группы потратив на это немного времени.

Некоторые примеры из картотеки мультфильмов в нашей группе:

О дружбе:

• Петушок -золотой гребешок

• Волк и телёнок

• Серая шейка

• непослушный котёнок

О доброте:

• Грибок теремок

• Цветик-семицветик

• Крепыш

О трудолюбии

• Репка

• Золушка

• Дудочка и кувшинчик

• В лесной чаще (про енотика)

О честности:

• Пятачок

• Коза-дереза

• Приключения поросёнка Фунтика

• Сказка о рыбаке и рыбке

О смелости:

• Храбрый заяц

• Снежная королева

• Лягушка путешественница

• В лесной чаще

О вежливости:

• Неблагодарный козлёнок

• Волшебное слово

• Котёнок по имени Гав

• Мельница

О любви и добрых отношениях:

• Гуси-лебеди

• Мешок яблок

• Аленький цветочек

• Снегурочка

Далее можно разрешить детям самим выбирать себе мультфильмы для просмотра из тех, что уже отобраны нами как безопасные и достойные.

Чтобы мультфильмы приносили радость, пользу и здоровье, неравнодушному взрослому придется смотреть каждый мультфильм минимум 2 раза.

Первый раз, чтобы оценить его и понять, насколько он полезен ребенку в данный момент времени.

Второй раз вместе с ребенком, с нужными комментариями и подчеркиваниями.

Такие ненавязчивые комментарии во время просмотра и после него дают ребёнку богатую пищу для размышлений, осмысления жизни.

У него самого возникают новые мысли и вопросы, которыми он поделится с нами.

Только не нужно превращать просмотр мультфильма в экзамен,не нужно требовать ответов.

Достаточно заронить зерно или сказать, что вы думаете по этому поводу.

Дошкольный возраст - пора, когда ребёнку важно, что мы думаем, и он готов разделить наше мнение по любым вопросам.

После этого, мультфильм уже можно включать по просьбе ребенка в отведенное для этого время.

Как я уже отмечала выше, первый раз педагог (или родитель) просматривает мультфильм самостоятельно, без ребёнка.

В результате просмотра мультфильма можно составить комментарии, в которых отметить для себя эмоции, нравственные ценности и эпизоды, которые следует обсудить с ребёнком.

Свои комментарии можно отразить в таблице.

Эмоции/ценности

Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность

Второй раз взрослый просматривает мультфильм вместе с детьми с нужными комментариями.

Я предлагаю вам просмотреть мультфильм

"Мой друг зонтик"

В результате первого просмотра (без детей) были составлены следующие комментарии.

Предлагаю вам посмотреть мультфильм вместе. (Просмотр мультфильма с обсуждением).

После просмотра мультфильма можно побеседовать с детьми.

(На экране примеры вопросов)

Проект беседы с детьми после просмотра м /ф:

• Что произошло? Всем героям м /ф плохо. Обижаться и обижать всегда плохо.

• Придумайте продолжение м/ф. Обида случилась, следует друг у друга попросить прощения и договориться о совместных справедливых правилах общения в будущем.

• Есть ли дети или взрослые, которые поступают только хорошо? Безгрешных людей нет. Каждый человек чего-то не умеет, в чем-то ошибается и что-то делает плохо. Поэтому мы, осуждая плохое поведение, любим самого человека

• Если мы считаем себя другом, то любим ли мы своего друга? А если друг плохо поступил? Мы все равно его любим и хотим ему помочь, научить, как сделать лучше, чтобы сохранить дружбу.

Можно сделать книжку-малышку о мультфильме, организовать театрализованную игру на тему просмотренного сюжета или использовать другие формы работы с детьми.

Эту методику работы с мультфильмом можно предложить и родителям.

Приложение 1.

Рекомендации родителям и педагогам по интерактивному просмотру с детьми мультфильмов :

• Заранее выберите м/ф или фильм, учитывая следующие критерии:

- Добро привлекательнее (сильнее, симпатичнее, подробнее, ярче) ЗЛА.

Зло не вызывает у ребенка страха, желания подражать. Зло не творит Добро.

- м/ф нравится Вам и ребенку (подходит для многократных повторных просмотров).

- м\ф развивает эмоционально-ценностную сферу ребенка и способствует его подготовке к школе (любовь ребенка к чтению, развитие навыков чтения, обсуждения и анализа прочитанного

• Можно составить комментарии к мультфильму (таблица)

Эмоции/ценности

Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность

Задача интерактивного просмотра м\ф: эмоционально представить ребенку и обсудить с ним модели поведения, личностные отношения,социальные эмоции, ценностные ориентации, прежде всего еще не сформированные у него на настоящее время.

• Выберите благоприятное время и место совместного просмотра и обсуждения мультфильма. Самостоятельный просмотр рекомендуется после совместного. Дополняйте просмотр мультфильмами в течение дня чтением,игрой, обсуждением.

• Во время совместного просмотра общайтесь с ребенком душевно и тактильно (интерактивный просмотр). При первом просмотре можно просто смотреть фильм вместе, демонстрируя ребенку свои естественные эмоции и называя их. Ребенок интуитивно невербально ощущает Ваши эмоции. Затем обсудите то, что взволновало ребенка. С каждым просмотром можно будет знакомить его с новыми деталями мультфильма, и обсуждать их до, во время и после просмотра.

• Готовьтесь к интерактивному просмотру заранее, разрабатывая содержание своих бесед с детьми.

• На тему просмотренного и прочитанного сюжета играйте с ним, театрализуйте. Пусть малыш придумает свой сюжет и создаст свою книгу.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон развития ребенка. Вечность и актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием,.

Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Вырастить и правильно воспитать.

Лэпбук как средство формирования безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство формирования безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста уководство по использованию Лэпбука! Лэпбук представляет собою картонную коробку, разрезанную с одной стороны, без крышки и низа. Обклеена.

ОД по формированию нравственного поведения детей дошкольного возраста Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июня 2019 в 14:38
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД