Детская агрессия: что делать? (выступление на родительском собрании)

Ирина Пусовская
Детская агрессия: что делать? (выступление на родительском собрании)

Детская агрессия - есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя, данной ситуации.

Постоянное, положительное подкрепление отдельных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Наблюдение и подкрепление агрессии развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты.

Особого внимания заслуживает детская агрессия. В последнее время появилась тревожная тенденция: агрессия проявляется во все более раннем детском возрасте.

Каковы же причины детской агрессивности?

Как показывают исследования в основном ним лежат в плоскости семейных отношений:

1. Неприятие детей родителями - одна из базовых причин агрессивности, и не только детской (нежеланный ребенок). Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

2. Безразличие или враждебность со стороны родителей. Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя.

3. Разрушение эмоциональных связей в семье - либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов между двумя самыми близкими ему людьми. Либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях - прекрасный будущий манипулятор. Любая ситуация, где они должны чем-то пожертвовать, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

4. Неуважение к личности ребенка. Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.

5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита - это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.

6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. У детей вечно занятых родителей агрессия - способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.

Детей учит, то, что их окружает:

- если ребенка часто критиковать - он учится осуждать;

- если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться;

- если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким;

- если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

- если к ребенку часто бывают, снисходительны – он учиться быть терпеливым;

- если ребенка часто хвалят – он учится оценивать;

- если с ребенком обычно честны – он учится справедливости;

- если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить;

- если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Рост агрессивных тенденций среди детей отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет молодежная преступность, особенно преступность среди подростков.

Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, которое толкает некоторых их них на совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, служащим средством психологической компенсации пережитых унижений.

Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:

1 Частые случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета)

2 Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения

3 Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым

4 Многочисленные поступки, направленные на разрушение

Чаще всего, общение взрослых с агрессивными детьми, к сожалению, происходит по типу конфликтного взаимодействия, причем в самом остром его виде – борьбы и противостояния, когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти навстречу другой стороне, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата (удовлетворения собственного интереса, цели) только для себя. Стиль общения в данном случае – это приказы, обвинения и угрозы.

Подобные ситуации возникают не единожды и, как правило, там, где требуется соблюдение определенных правил и требований: сделать уроки, помочь по дому, убрать в своей комнате, поиграть с другими детьми; в детском саду и в школе – соблюдение дисциплины, выполнение заданий (учебных требований) педагога. Фактически эти дети постоянно находятся в конфликте, если не внешнем, так внутреннем.

Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение.

Наиболее частая реакция взрослых на детскую агрессию тоже оставляет желать лучшего:

1. Испытывая стыд и вину за происходящее (например, истерика в магазине, родители стремятся запретить или любыми способами прекратить неприятную сцену. Как следствие происходит закрепление поведения.

2. Взгляд со стороны - родители не думают, как ужасно выглядит поведение ребенка со стороны и «что подумают и скажут люди» (люди все равно подумают и скажут, они сосредотачиваются на решении проблемы.

3. Чаще всего взрослые осуждают агрессивное поведение ребенка, отчитывают и наказывают его. Но ребенок должен понимать за что и почему его наказывают. Наказывать того, кто не чувствует за собой никакой вины, значит только усиливать его протест, негодование и агрессию.

4. Игнорирование

5. Осуждение и неприязнь. Родитель не может преодолеть собственное раздражение и недовольство. Он видит ребенка с худшей стороны. Осуждение- наиболее опасная реакция на поведение ребенка. Не зная и не понимая причин агрессивности, взрослые переполняются неприязнью к детям, проявляющим агрессию, а те платят им взаимностью, что окончательно лишает тех и других возможности разобраться в причинах агрессивности.

Именно поэтому взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал.

Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

Как же избавиться от агрессии?

Необходимо уменьшить влияние тех факторов, которые помогают проявлению и закреплению агрессивности:

- хорошо закрепляют агрессивные черты, превращая их в черты характера, силовые игры, вырабатывая поведение, основанное на «праве сильного»;

- отличным источником научения агрессивности и закрепления ее как нормы жизни является телевидение;

- невозможно придумать ничего более эффективного для развития и закрепления агрессивных черт характера, как наличие двойных стандартов (деспотизм и разговоры о равноправии).

Если ребенок выражает свое недовольство в неприемлемой форме - выслушайте его, не перебивая. А когда он «выпустит пар», спокойно разберитесь в ситуации, спровоцировавшей агрессию. И только потом, когда все успокоятся, попросите ребенка не произносить то, что вам неприятно. И объяснить почему.

Важно не забывать о том, что дети наблюдают за нами и учатся на нашем примере как можно справиться со своей агрессивностью. Необходимо нести ответственность за собственные проявления агрессии. Пока мы закрываем глаза на собственные агрессивные реакции, не принимаем ответственность за них и ищем виноватых, вместо того, чтобы искать причины, мы ничего не достигнем.

Если мы своим примером учим детей искать оправдания своему агрессивному поведению - мы прививаем им навык ухода от ответственности за собственное неправильное поведение.

В тех случаях, когда агрессия вызвана запретом или отказом что-нибудь приобрести или сделать, лучший способ - доверительная спокойная беседа с ребенком, даже самым маленьким. Иногда нужно дать ребенку время успокоиться, а потом уже с ним разговаривать.

Важно не пресечь проявления агрессивности, а помочь им перелиться в приемлемые формы (например: нарисовать свой гнев или вылепить его из пластилина).

Ребенок, который знаком не только с наказанием, но и в большей степени с поощрениями, с похвалой и одобрением своих поступков, гораздо реже будет проявлять агрессивность.

Существуют несколько стратегий поведения при агрессии.

1. Продемонстрировать модель неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение взрослого можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать его интересы и сообщить ему свои.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Демонстрация невыгодности такого поведения ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии и сопереживания.

Можно предложить ребенку:

- подраться с подушкой;

- рвать бумагу;

- использовать физические упражнения;

- нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с рисунком;

- использовать «мешочек для криков»;

- поколотить стул надувным молотком и т. д.

Только так – в непосредственном, повседневном общении – можно научить агрессивного ребенка позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.

Публикации по теме:

Агрессия у дошкольников Детская агрессия – одна из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для современного общества в целом. Усиливающаяся волна.

Мини-тренинг для воспитателей ДОУ «Работа с детской агрессией» 1. Психолог приветствует педагогов, озвучивает тему и ее актуальность. Психолог говорит о том, что сегодня уровень агрессии в обществе растет.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Детская агрессия: что делать? (выступление на родительском собрании)
Опубликовано: 17 марта 2015 в 19:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. Всемирный день футбола

Удивительно, но Всемирный день футбола отмечается зимой – 10 декабря. Впрочем, с тех пор как повсеместно распространёнными стали вечнозелёные футбольные поля с электроподогревом (в профессиональном...

10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов
«Кто это знает и умеет? » Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Правила: Педагог...
Сценарий развлечения «День рождения — праздник детства»
Сценарий развлечения « День рождения - праздник детства» Мероприятие для детей, рожденных зимой. Звучит фонограмма песни «День рождения - праздник детства»...
Мастер-классы по изготовлению рождественских ангелов из различных материалов (из...
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Вашему вниманию предлагаю мастер-классы по изготовлению рождественских ангелочков, выполненных...