Ольга Лебедева
Детская агрессивность
Проблема повышенной агрессивности детей волнует не только педагогов, но и родителей. Среди факторов вызывающих агрессию обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень его психоэмоционального состояния.
Агрессия является одной из наиболее частых причин конфликтов в семье и детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности угасают. Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. В итоге происходит снижение возможности социализации ребёнка в обществе, снижается его потенциал личностных достижений, сужаются возможности межличностного взаимодействия, деформируется его личностное развитие.
Агрессивное поведение принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Агрессивый ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.
Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов и условий агрессивного поведения детей необходимо как для его своевременного выявления, так и для разработки коррекционных программ.
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Вот наиболее часто встречающие причины проявления агрессии:
o стремление привлечь к себе внимания сверстников;
o ущемление достоинств другого, с целью подчеркнуть своё превосходство;
o защита и месть;
o стремление быть главным;
o желание получить желанный предмет.
Воспитательная система по коррекции агрессивного поведения требует отказа от некоторых «привычных форм воспитательного процесса». Такие традиционные формы воздействия как наказания, убеждения и объяснения взрослого, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными детьми. А иногда и производит обратный эффект.
Коррекционно-профилактическая работа агрессивногоповедения должна быть направлена:
- на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка);
- не на повышение самооценки;
- на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности;
- на преодоление внутренней изоляции;
- на формирование способности видеть и понимать других.
Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим.
Основной задачей в работе родителя, педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.