Получи документы

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

мария злыдень
Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

(на примере БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»)

Публикация «Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема нашего исследования «детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»)

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Проблема исследования заключается в том, как создать условия по приобщению детей к культуре чтения и становлению основ нравственности через детскую художественную литературу.

Анализ этих проблем приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения следующих противоречий:

- между необходимостью развития духовных, нравственных качеств личности и бытующим в практике ДОУ педагогическим процессом, ориентированным лишь на подготовку воспитанников к школе;

- между необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам нравственного развития личности и ослаблением воспитывающей функции дошкольных образовательных заведений.

Объект, предмет, цель и задачи исследования представлены на двух последующих слайдах (2, 3).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на эмпирическом этапе исследования мы провели диагностическое обследование детей среднего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности духовно-нравственных представлений – диагностика по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей»

В теоретической части исследования нами рассмотрены различные подходы к определению понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовное», «нравственное» развитие детей дошкольного возраста, «духовно-нравственная сфера личности ребенка». Выделена и дана характеристика понятию духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.

(слайд 4) Теоретические труды и исследования ученых по проблеме духовно-нравственного развития ребенка можно разделить на два исторических промежутка: традиционалистский подход конец XIX (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребель, В. Н. Татищев) и современный (В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский,, А. С. Макаренко, Л. П. Гладких, Л. В. Сурова, К. Д. Ушинский, О. А. Потаповская и другие).

По мнению, большинства ученых, проблема духовно-нравственного развития ребенка решалась путем воспитания отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость. Отдельно исследовались средства и методы воспитания гуманных чувств : художественная литература, изобразительное искусство, роль разных видов деятельности, таких, как игра, художественная деятельность.

Произведения художественной литературы раскрывают перед ребёнком мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

По средством чтения детской художественной литературы идет постоянный процесс развития и обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Можно отметить пути совершенствования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. (слайд 5)

Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.

Все это свидетельствует о необходимости серьезного совершенствования духовно-нравственного воспитания. Практические шаги в этом направлении отражены в таких государственных документах, как Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, в региональных программах развития образования.

Не случайно в Федеральном государственном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования восприятие художественной литературы и фольклора выделено в самостоятельную область, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении, развитие нравственных качесвт у ребенка»

(Слайд 6) В практической части исследования было использовано диагностическое обследование детей среднего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности духовно-нравственных представлений – диагностика по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей». Метод опроса- беседа.

(Слайд 7) Были прочитаны два произведения: А. Барто «Вовка- добрая душа. Как Вовка бабушек выручил», Е. Пермяк «Самое страшное». Затем, индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа.

Для более детального изучения результатов опроса критерии выражены в пяти уровнях сформированности нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста :

1. Высокий уровень. Ребёнок хорошо понимает смысл прочитанного произведения, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества у героя.

2. Средний уровень. Ребёнок понимает смысл прочитанного, но не может выделить нравственные качества у героя

3. Низкий уровень. Ребёнок не всегда понимает смысл прочитанного произведения, не выделяет в ней нравственные качества, чтение рассказа не вызывает у него никакого эмоционального состояния.

(слайд 8) По результатам первого этапа исследования можно сделать выводы о том, что из выделенных уровней сформированности духовно - нравственных представлений дошкольников, к высокому уровню были отнесены два ребёнка, что составляет 13,34%. К уровню выше среднего- трое детей (20% группы). К среднему уровню нами было отнесено четыре человека, что составило 26,67%. К уровню ниже среднего - двое человек, или 16,7% группы. И к низкому уровню отнесено четыре ребёнка, что составило 26,65%.

Таким образом, на первом этапе исследования нами было выявлено что духовно-нравственные представления дошкольников сформированы недостаточно, поэтому над этой проблемой необходимо было работать.

(слайд 9) Работу по формированию духовно-нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста начали проводить с января 2016 года.

(слайд 10) Совместно с психологом мы провели интегрированные занятия в группе, где вместе с родителями (в составе 2 родителей) ребята после прочтения детских художественных произведений (А. Барто «Вовка-добрая душа», Е. Пермяк «Самое страшное», обсуждали их, опираясь на нравственные стороны героев. После прочтения и обсуждения произведений детям давались игровые и творческое задания, которые заключались в рисовании, лепке, или другом творческом исполнении главных героев.

Затем, чтобы закрепить понимание этих нравственных качеств героя, каждый из детей "примерял" роль как положительного, так и отрицательного героя.

Провели дидактическую игру "Хорошо-плохо», где детям было предложено выбрать название поступка и определить «хороший» или «плохой».

Заключительным этапом на первом занятии по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста психологом было предложено поделиться своим опытом и знаниями, когда и кому они оказывали заботу и сострадание. Это позволило детям проявить фантазию и инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки общения, коллективную работу.

После проделанной работы мы провели повторную диагностику детей по выбранной методике.

(слайд 11) При проведении сравнительного анализа, выяснилось, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственных представлений.

Таким образом, считаем, что в результате проделанной работы у одной группы детей сформировались духовно-нравственные представления, у другой на стадии формирования. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом.

Использование нетрадиционных приёмов работы с детской художественной литературой (игры, рисование, обсуждения, и т. д.) оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость, взаимопомощь.

(слайд 12) На основании результатов исследования, можно сделать следующие рекомендации для работы педагогам и родителям по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы.

- оформление уголков чтения в группах детского сада.

- оформление тематических выставок

- создание «Книжной больницы» в группах

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений

- создание семейных библиотек

- посещение занятий в библиотеке.

(слайд 13) Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей, психологов и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни ребенка.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. При совместной работе педагогов, специалистов (психологи, логопеды и т. д.) и родителей у детей формируются духовно-нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие у детей дошкольного возраста.

2. Приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала ребенка

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста Дошкольный возраст- не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человеком. В эти годы ребенок проделывает огромный.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста Художественная литература, как источник развития детей дошкольного возраста. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста» Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может.

Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению Методическая разработка. Тема: «Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению». Подготовила: воспитатель Тихонова.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 14:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД