Венера Багирова
Детская игрушка — посредник между чувствами и фантазиями ребенка и окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Консультация для родителей:
«Значение игрушки в воспитании ребенка»
Воспитатель: В. И. Багирова
Детская игрушка – посредник между чувствами и фантазиями ребенка и окружающим миром. Малыш одушевляет ее со своими переживаниями, особенно, если игрушка связана с близким человеком. Часто игрушка, которую подарили родители, становится для ребенка символом их заботы. Он делится с ней радостями и огорчениями, а если берет с собой в постель, значит, она близка ему настолько, что он не может с ней расстаться. Конечно, ребенок понимает, что игрушка не живая, но в мире его фантазий она для него близкий друг.
Публикация «Детская игрушка — посредник между чувствами и фантазиями ребенка и окружающим миром» размещена в разделах
Дети часто не любят процесс перехода ко сну. И игрушки как раз могут в этом помочь. Например, посидев с ребенком перед сном, сказать: «Мишка, ложись спать с Леночкой!», а затем мишкиным голосом: «Саша, у меня уже глазки слипаются, давай спать». Ребенку теперь будет не одиноко, даже когда родители уйдут из комнаты.
Пистолет для ребенка?
Важно обращать свое внимание на то, какую игрушку ребенок берет с собой в постель. Если малыш засыпает с пистолетом или мечом в руках, так он борется со страхами. Нужно поговорить с ребенком, выяснить, от кого он обороняется. Можно почитать ему на ночь сказки, в которых добро побеждает зло. Только выбирать нужно такие сказки, где зло показано глупым, пугливым, слабым. Кстати, если пистолет подарен родителями совсем недавно, и малыш берет его в постель, он, возможно, просто еще не наигрался им.
А что, если любимцев несколько?
Иногда дети берут с собой в постель сразу несколько игрушек. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу лег и засыпал. Нужно дать ему время поиграть, а потом сказать: "Игрушки устали, вот они уже начали зевать и тереть глазки, они пойдут спать, а собачка останется с тобой в кроватке». Если малыш хочет оставить с собой две три игрушки – нужно ему это позволить, но позже продумать место, где детские мишки и собачки будут ночевать в дальнейшем. Возможно, ребенок сам пытается их защитить, боится, что ночью с ними может что-то произойти. Пусть ящик, в котором «спят» игрушки, стоит возле детской кроватки. Проснувшись, пусть ребенок пожелает им доброго утра и узнает, что им спалось хорошо.
Новые роли
Когда ребенок играет с любимой игрушкой, он осваивает родительскую роль: качает ее, утешает, укладывает спать. Может быть так, что по отношению к игрушке он выражает то, чего не хватает ему в жизни – иногда расстроенные чем-то малыши вытирают любимым куклам слезки, успокаивают их. А могут выразить гнев – швырнуть, ударить. Кстати, малыши испытывают очень сильные угрызения совести после того, как обидят свою игрушку. В этом случае нужно вместе с ребенком попросить прощения и показать, что игрушка больше не обижается. Наблюдая за тем, как общается малыш с любимой игрушкой, внимательные родители могут скорректировать свое поведение, вовремя побороть зарождающиеся детские страхи, научить ребенка выражать свои эмоции, заботиться о близком существе. В будущем такая игрушка будет символом душевного тепла даже у взрослого человека. Это то хорошее, что мы можем вынести из своего детства, чтобы потом лучше понимать своих детей.
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка?
Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
1. привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
2. доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
3. не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
4. Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
5. Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Главные качества детской игры : свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Игрушка вредна, если она:
• Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
• Вызывает страх или тревогу;
• Имеет грубый натурализм;
• Унижает человеческое достоинство;
• Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
• Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
• Безопасна;
• Привлекательна;
• Эстетична;
• Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
• Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка : физических, духовных, нравственных и т. д.);
• Выполнена из экологически чистых материалов;
• Упакована.
Правила выбора игрушки
• Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
• Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
• Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
• Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
• Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
• Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
Давно известно, что неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка.
Игрушка-предмет для игры, появился еще в глубокой древности. Приобретая игрушки родители зачастую не догадываются об истинных предназначениях игрушки.
Для ребенка игрушка является средством познания окружающего мира, сначала этим миром является семья, в которой растет ребенок, а затем детский сад.
Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих их предметов, сравнивает их между собой. Играя игрушкой дети не обязательно отражают события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое, строить, перестраивать.
Воспитательная ценность игрушки в том и состоит что ребенок сам придумывает замысел игры, выбирает друзей для совместной игры, при этом подбирает игрушки для придуманной им же игры.
Через игру ребенок также может отобразить стили и способы воспитания в семье, в детском саду. Семья и ее окружение - первая нравственная школа для ребенка (маленький мальчик ласково разговаривает со своей мишкой, спокойно кормит его, а другой кричит на него, шлепает).
Чем старше становится ребенок, тем расширяется содержание его игр. С поступлением в детский сад малыш начинает дома играть в детский сад, с куклами, делает зарядку под музыку. То есть начинает воспроизводить жизнь в детском саду. В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных трудовых действий такого же типа, что проделывает с ней мама (кормит, одевает, раздевает, укладывает спать, а мальчик в играх отображает трудовые действия папы (играет с машинкой, назад вперед по полу, перевозит игрушки, гудит) .
Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Дети учатся играть игрушками с помощью взрослых, взрослый должен показать как играть в ту или иную игрушку.
Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые умеют организовать детскую игру : какие игрушки приобретают, как обогащают детский опыт, помогает реализовать его игре. Игрушка пробуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно приобретать ребенку игрушки по возрасту.
Игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда несут в себе какую нибудь воспитательную или развивающую ценность. При покупке важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и педагогической ценностью и многофункциональностью. Иногда простая коробка из под обуви бывает намного полезной для развития ребенка, чем какой нибудь модный гаджет, так как в игре с коробкой ребенок сам может вообразить и доделать, ребенок может сделать из коробки домик для куклы, или машину.
Для полноценного развития ребенка нужны разные игрушки : фигурки людей и животных, предметы домашнего обихода (посуда, мебель, моторные, двигательные, строительные, дидактические-обучающие (матрешки, мозаика). Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. При наличии большого количества игрушек у ребенка пропадает интерес к игровой деятятельности, игрушки быстро надоедают.
У детей дошкольного возраста появляется потребность в совместной игре. Первый опыт общения они приобретают через совместную игру со взрослыми, родители и являются примером для подражания. Детям не надоедают игрушки, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам, способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.
Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми дети обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок, последовательному нанизыванию колечки. В играх этого вида развивается сенсорное восприятие, речь, память, внимание. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
Таким образом, игрушки нужно подбирать по возрасту и они должны нести педагогическую ценность, необязательно покупать дорогие игрушки, игрушку можно изготовить из подручных материалов. Взрослый должен создать условия для свободной и совместной игровой деятельности, ведь правильная организованная деятельность детей является важным фактором успешного воспитания маленького ребенка в семье и детском саду.