Вениамин Ворначев
Детская журналистика
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации в образовательном процессе Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы и условиям ее реализации особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий выступает детская журналистика, а именно создание детьми собственных периодических изданий. Возможность и целесообразность использования детской журналистики в старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными.
Публикация «Детская журналистика» размещена в разделах
Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Сегодня я хочу познакомить вас с технологией организации детской журналистики. Эту технологию предложили кандидат педагогических наук С. М. Жарков, доктор педагогических наук А. Н. Орлов, кандидат педагогических наук А. Ю. Дейкина.
Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный. Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:
1 направление - знакомство детей с детскими журналами и газетами, их целенаправленным рассматриванием. Например: «Солнечный зайчик», «Веселые картинки», «Миша». В беседе с детьми отмечаются особенности размещения материалов, его оформление, нумерация экземпляров.
2 направление работы – знакомство с газетными жанрами и некоторыми понятиями. В силу возрастной специфики теоретическое объяснение должно быть доступным, кратким. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал. В принципе понятия несложные.
Давайте вместе попробуем дать им характеристики.
-Как вы думаете – что такое газета? (газета-это периодическое издание, в котором размещены факты из жизни людей, выходящей несколько раз в месяц и небольшие по объему).
-Чем отличается газета от журнала?
-А как вы думаете, что такое альманах? (сборник литературных произведений)
Также дети знакомятся с газетными жанрами: интервью, заметка, статья.
-Как вы думаете, что такое интервью? (беседа с одним или несколькими)
-Что такое заметка? (краткая информация о факте)
-Что такое статья? (рассказ о каком-то явлении, событии, более подробной, чем заметка)
-Правильно. Вот также и с детьми в ходе обсуждения можно дать простые определения этим понятиям.
3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста и необходимых атрибутов в группе создается «центр журналистики» или «пресс-центр». Туда входят такие атрибуты, как фотоаппарат, блокноты, бейджики с символами выполняемых функций, микрофоны, бескозырки, косынки, блокноты, образцы журналов. По мере выкладывания атрибутов, с детьми обсуждаем, как и для чего они используются.
А сейчас я хочу вас познакомить со следующим этапом технологии «Деятельностным блоком».
Вам предстоит выбрать тему и название вашей с детьми газеты. Старайтесь с детьми заранее обсуждать темы и записывать темы на листочки. А выбор делали при помощи волшебного мешочка в который вы сложите все темы.
Выбрать название газеты помогает прием мозгового штурма, пока сыпется песок в песочных часах, вы предлагаете названия, любые, даже фантастические. Но кто-то один станет наблюдателем – он ничего не называет, слушает, а в конце выберет самый интересный вариант. Определим наблюдателя считалкой (выбираем считалкой) .
- Вы наблюдатель, просто слушаете
А мы начинаем. Напоминаю, тема:…
(придумывают название газеты)
-Время вышло.
-Я напомню наблюдателю названия (перечислить названия)
-Название нашей газеты. (предлагает наблюдатель)
Теперь надо определить рубрики.
Я покажу вам один из эффективных приемов выбора рубрики с детьми.
При выборе рубрик лучше использовать модели. Эти модели можно придумать вместе с детьми после рассматривания журналов. У нас это рубрики: интервью, литературная страничка, полезные советы, наши достижения, от улыбки всем светлей, игралочка, с места событий (на мольберте выставлены модели рубрик).
Для выбора рубрик можно использовать вариант игры «Хорошо - плохо». Мы будем по порядку обсуждать рубрики – нужно ли ее использовать для нашей темы или нет. Например:
-Почему литературная страничка, где размещены стихи, загадки, рассказы нужна для нашей темы?
-Почему не нужно использовать литературную страничку в нашей газете?
Так обсуждаем с детьми все рубрики, а после обсуждения дети зелеными фишками голосуют за понравившиеся рубрики.
Далее по желанию мы определим ответственных за рубрику. Например это будет: 1 журналист и 1 оформитель.
- Кто будет отвечать за рубрику «интервью»?
-Кто за рубрику «литературная страничка»?
-Кто будет отвечать за рубрику «полезные советы»?
- Теперь нам надо выбрать редактора. (выбрать редактора из детей)
И начинаете оформлять литературную страничку стихами, загадками.
В рубрике «Интервью» - придумать вопрос и взять интервью у свободных детей.
В рубрике «Полезные советы» - подобрать советы.
Все необходимое подготавливаете на столе. Приступайте к работе (оформляют странички рубрик).
Завершаете работу.
И приступаете к обсуждению следующего этапа технологии – анализ.
Журналисты рассказывают, что, как они оформили на своих страничках. А редактор выскажется после.
- Ответственные за рубрику «Интервью», расскажут о своей страничке. Как она называется, какой материал туда включили и как оформили.
(Презентация страниц)
Дальше проигрываете с редактором
-Уважаемый редактор. Что понравилось вам в наших страничках? А что не понравилось?
Ну, что ж, если особых замечаний нет, мы сшиваем наш номер и предлагаем для чтения другим группам, родителям.
Завершающим в работе является составление нового номера газеты, т. е. снова определяются тема, название газеты, рубрики, ответственные за рубрики.
В завершении я хочу отметить, что организация такой работы очень увлекательна для детей, прививает детям начальные навыки учения, способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, организованность. Развивает речь ребенка, творческие способности.
Приложение
Познавательный блок
• знакомство с детской периодикой
• знакомство с жанрами и понятиями
• создание условий
Деятельностный блок
Подготовка к выпуску газеты
• определить тему и название
• определить рубрики
• определить ответственных за рубрики (журналистов, оформителей, редактора)
Производство газеты
• сбор материала
• оформление
Анализ вышедшего номера
• анализ редактора
• анализ детей
Составление плана нового номера
Примерные Рубрики
• Литературная страничка (стихи, загадки, рассказы по теме газетного номера)
• Полезные советы (совместно подобранные рекомендации, правила)
• Интервью (мнение детей, родителей, педагогов по какому-либо вопросу)
• С места событий (рассказ о каком-то событии из жизни группы, фотоотчет)
• Статья, заметка (интересные факты по теме газетного номера)
• Игралочка (кроссворды, ребусы, лабиринты и пр.)
• Наши победители (фото лучших поделок и рисунков, выставок, конкурсов)
• От улыбки всем светлей (смешные случаи, высказывания, шутки)