Детские интересы, как их развивать

Татьяна Александровна Васина
Детские интересы, как их развивать

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.

Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.

Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Так в нашем детском саду при оформлении предметно-развивающего пространства, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют ярким, движущимся игрушкам, предметам издающим звук, которые можно потрогать, подержать, рассмотреть. Детей увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т. п.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Воспитатели нашего детского сада внимательно относятся к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Для ребенка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых являются чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Как отвечать на детское «почему», что бы интерес не угасал, а развивался?

Прежде всего, отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детском сознание.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию детских интересов. Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей. Например, на основании наблюдений и изучения детских работ педагог видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и в рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие – механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны, чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третье – случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.

Так у первых, педагог старается разнообразить сюжеты, оживляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжет, композицию рисунка.

У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.

Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности с помощью поручений, например, рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко.

Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел, довел дело до конца.

Жизнь детей в любом детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием.

Помогают преодолению детского «не хочу» прием: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам!», «Кто скорее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, ему нравится делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды. Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке,- другой - к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие и т. д. Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрицательные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к развлекательству, потребительству. В таких случаях педагог старается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.

Вопросы детей – яркий показатель, чем занята их мысль, что волнует их, каковы интересы. По вопросам можно судить, каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов.

Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельности, но и тех, чья занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно-воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредствованным.

Оформляя предметно-пространственной среду, педагоги нашего детского сада стремятся к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся частью развивающего пространства, стимулировал активность детей, формировал целенаправленные интересы. В процессе образовательной деятельности педагоги не забывают о том, что интерес является средством обучения и используют его, как способ привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать.

Довольно часто интересы, сформированные в детском саду, выходят и за его пределы, продолжают развиваться в семье, в учреждениях дополнительного образования, в школе и т. д.

Публикации по теме:

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.

Детские интересы или амбиции взрослых Ещё двадцать-тридцать лет назад спортивные секции начинали посещать в основном, лишь в школьном возрасте. Сегодня же занятия спортом прочно.

Детские интересы: как их развивать Детские интересы, как их развивать. Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких.

Интересы детей 6–7 лет На седьмом году жизни в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, внутренних органов, перестройкой.

Как развивать талантливых и одаренных детей Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения? Одаренность – это свойство личности человека,.

Консультация для родителей «Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук» В последнее время развитию мелкой моторики руки педагоги и психологи уделяют большое значение. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения.

Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» Фазлыева З. А., воспитатель, МБДОУ №7 «Ляйсан», п. Джалиль Сармановского района РТ Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать.

Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении» Педагог – психолог, методист Началова И. А. Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении».

Проект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рукПроект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рук .

Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать? Подготовила воспитатель Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ "Детский сад №183" г. Ярославль 2016 Сенсорное развитие – это развитие восприятия.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детские интересы, как их развивать
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 14:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...
Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики...
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе...