Детские интересы: как их развивать

Раиса Дудоладова
Детские интересы: как их развивать

Детские интересы, как их развивать.

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких интересов, то это значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.

Что такое интерес?

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивление, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т. д.)

Подчёркивая значение интереса в развитии ребёнка, замечательный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребёнка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в его руках является интерес».(1)

Как возникают у детей интересы?

Пока ребёнок мал, ещё нельзя говорить о том, что у него имеются какие – либо интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действия с ними. Например, яркая движущаяся игрушка издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т. п. Ребёнка пока занимает лишь сам процесс действий. Копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел, понравилось – дай попробую!

По мере роста ребёнка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Я «прививаю» интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки ит. д., их назначению, знакомлю с материалами и их свойствами, развиваю интерес к миру природы (живой и неживой) и её явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица: родной город, Родина и её лучшие люди, народы, населяющие нашу страну, к миру искусства (литература, живопись, архитектура ит. п.)

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, я учу детей смотреть и видеть. Привлекая их внимание к окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, я одновременно содействую и развитию детских интересов. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд людей, и правильно организованная повседневная жизнь способствуют развитию детских интересов.

На прогулке видим полянку всю зелёную, а в следующий день она усыпана жёлтыми одуванчиками. Через несколько дней эта полянка словно снегом припудрена. Ребята рассматривают лёгкие, круглые, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка снова преподносит сюрприз…

- Куда же пропали одуванчики? – спрашивают ребята.

-А ну подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо просто поразмыслить, - говорю им я.

И ребята самостоятельно приходят к выводу: ветер разнёс белый пушок.

Формируя интерес к миру природы, я одновременно воспитываю у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Я не только учу детей видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучаю оберегать её. Ведь красота и богатство родной природы зависят от бережного обращения с ней.

Формирую интерес к явлениям общественной жизни, использую с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях труда и их отношениях, об исторических местах родного города и т. д.

Я стараюсь подводить детей к преодолению трудностей через интерес. Завершить начатое, добиться выполнение задуманного для ребёнка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребёнка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довёл дело до конца.

Находясь в обществе сверстников, дети учатся добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить, но и в умении отказаться от своего желания. А. С. Макаренко писал: «Если…ребёнок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли»(6)

При формировании интересов я осуществляю и индивидуальный подход к детям. Так, например, один тянется к книгам, и его можно чаще видеть в книжном уголке, другой – к строительным играм, третий любит рисовать, четвёртый (не дождется, когда будет музыкальное занятие, и т. д.

Володю всегда можно видеть за конструктором. Здесь его фантазия неисчерпаема. И чего он только не сооружает: самолёты, подъёмный кран, грузовики! Он знает марки машин, названия самолётов, но вот к книгам равнодушен. Я его ни разу не видела с книгой, хотя чтение он слушает внимательно. Чтобы создать у мальчика желание заглядывать в уголок книги, я решила поместить туда журналы с иллюстрациями машин, самолётов. После этого я стала чаще видеть Володю в уголке книги. Он увлекательно рассказывал своим товарищам о самолётах, машинах.

Серёжу я привлекаю что – то рассмотреть, понаблюдать, стараюсь лишний раз расспросить его о том, что видел, что подметил.

- Серёжа, ты не заметил, когда шёл в детский сад, прилетели ли птицы в нашу кормушку? Когда пойдём на прогулку, напомни мне, пожалуйста, чтобы мы не забыли взять корм для них.

У мальчика постепенно развивается наблюдательность, теперь он замечает то, чего раньше не способен бал увидеть. Это содействует пробуждению устойчивого интереса к природе.

Благодаря целенаправленному влиянию воспитателя у ребёнка постепенно формируется устойчивый интерес, который затем расширяется и направляет его деятельность и поведение.

Список литературы

1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948, с. 87

2. Буркова Л. Воспитываем почемучек. // Дошкольное воспитание. - 1993.-№1

3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 1984.

4. Корчак Я. Как любить детей. М. ,1968.

5. Ладывир С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей // Дошкольное воспитание. - 2004.- №5

6. Макаренко А. С. Избр. Соч., т. 2,с101.

7. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1975.

Публикации по теме:

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.

Детские интересы или амбиции взрослых Ещё двадцать-тридцать лет назад спортивные секции начинали посещать в основном, лишь в школьном возрасте. Сегодня же занятия спортом прочно.

Интересы детей 6–7 лет На седьмом году жизни в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, внутренних органов, перестройкой.

Как развивать талантливых и одаренных детей Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения? Одаренность – это свойство личности человека,.

Консультация для родителей «Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук» В последнее время развитию мелкой моторики руки педагоги и психологи уделяют большое значение. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения.

Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» Фазлыева З. А., воспитатель, МБДОУ №7 «Ляйсан», п. Джалиль Сармановского района РТ Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать.

Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении» Педагог – психолог, методист Началова И. А. Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении».

Проект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рукПроект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рук .

Родительское собрание в подготовительной школе группе «Как развивать внимание ребенка» Цель: • показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; • познакомить родителей с методами и приемами развития.

Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать? Подготовила воспитатель Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ "Детский сад №183" г. Ярославль 2016 Сенсорное развитие – это развитие восприятия.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детские интересы: как их развивать
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 15:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект интегрированного занятия «Грибы съедобные-несъедобные» с детьми старшей группы
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы «Грибы: съедобные-несъедобные» Описание материала: данный конспект может быть полезен...
Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...