Лучший педагог года

Консультация «Детские сады Марии Монтесори. Основные принципы педагогики»

Геллер Людмила
Консультация «Детские сады Марии Монтесори. Основные принципы педагогики»

1 .Основные принципы педагогики М, Монтессори

Антропологический принцип

Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии.

Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания – «уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка».

Публикация «Консультация „Детские сады Марии Монтесори, Основные принципы педагогики“» размещена в разделах

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Принцип условий свободы развития ребенка

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду.

Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори : «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Принцип концентрации внимания

Свободная и самостоятельная деятельность не возможна без:

умения сосредоточенно работать продолжительное время;

доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом;

слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

Монтессори называла это «поляризацией внимания». Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего возраста.

Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению – поляризации.

Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

Монтессори заметила также, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога.

«Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», – писала М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы» .

Принцип специально подготовленной обучающей среды

При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступных полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося.

Свойства и качества Монтессори-материала максимально способствуют поляризации внимания в процессе упражнений. Происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Монтессори-материал представляет собой конкретное, предметное воплощение обобщенного знания, некоторый «элемент» человеческого бытия, максимально деперсонифицированный, лишенный субъективности и несущественных деталей, обобщающий знание многих и многих поколений людей о способах овладения им (по выражению Монтессори – «материализованные абстракции»).

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом.

Монтессори поэтому не учит письму – письмом, чтению – чтением, рисованию – рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитивного периода.

Косвенная подготовка ребенка к письму и чтению начинается уже в три года, и дидактический материал служит, прежде всего, тому, чтобы «сообщать умственный порядок» в соответствии с развитием ребенка. Материал Монтессори является существенной помощью в «абсорбировании» ребенком окружающей среды. Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

Принцип сензитивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделила, например, шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: сензитивный период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности», освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков (См. Приложение 1.)

Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

Принцип ограничения и порядка

Нарушение порядка и восстановление его – сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2–3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми. В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем.

Принцип особого места педагога в системе образования

Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной педагогике представлениям, «помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале. Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и недостаточно продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

2. Идеи М. Монтессори в детском саду

Технология Монтессори в детском саду предполагает, в первую очередь, разделение всего пространства образовательного учреждения на определенные зоны, в каждой из которых ребенок будет приобретать различные навыки.

В зависимости от площади, помещения детского сада могут быть организованы не все зоны, а только некоторые. Все материалы в обязательном порядке должны быть размещены в пределах досягаемости ребенка и изготовлены из натурального дерева. Между тем, именно комплекс всех необходимых участков дает малышам возможность полноценно и всесторонне развиваться.

Необходимыми зонами Монтессори-среды являются следующие :

· Зона практической жизни. Здесь ребенок может познать бытовую и практическую часть взрослой жизни - он учится переливать воду из одной емкости в другую, при этом стараясь не проливать; застегивает молнии, завязывает шнурки, приобретая соответствующие навыки самообслуживания. Среди Монтессори-материалов существуют разнообразные шнуровки, которые могут быть использованы для оттачивания полученных навыков. Обыкновенные бытовые предметы также могут помочь.

· Зона сенсорного развития. На этом участке малыши учатся различать предметы при помощи своих органов чувств. Именно здесь ребенок изучает первые цвета, формы, запахи, начинает понимать, что такое горячо и холодно, определяет предметы по их текстуре.

· Математическая зона. Даже обыкновенные счеты могут дать дошкольникам первое понятие о математических операциях. Кроме того, методикой Монтессори предусмотрены и другие развивающие пособия, с помощью которых дети познакомятся с числами до четырехзначных.

· Зона языкового и речевого развития. Как известно, речевой центр маленького ребенка находится на кончиках его пальцев. Именно в этой зоне находятся всевозможные пособия, призванные развивать мелкую моторику рук малышей, что в дальнейшем способствует развитию речи у детей.

Также в детском саду, реализующем программу Марии Монтессори, могут быть организованы и другие зоны развивающих занятий. Одни из них направлены на развитие естественнонаучного восприятия методики монтессори в детском саду ребенка - зоны ботаники и географии, другие - на стимулирование двигательной и ритмической активности.

Стоит отметить, что методика Монтессори не предполагает соревнования детей между собой. Здесь каждый ребенок самостоятельно добивается успеха и поощрения со стороны воспитателя, что дает ему уверенность в себе и стимул развиваться дальше. Именно поэтому детские сады, использующие в работе известную систему Марии Монтессори, пользуются заслуженным успехом среди молодых родителей.

Для наилучшего понимания практического применения идей Монтессори, опишем, как проходит день в детском саду, работающему по ее системе.

Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. педагогика монтессори детский сад

Монтессори-класс состоит из нескольких зон: практической (где ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки, в общем, следить за собой и своими вещами, сенсорной (здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, математической, языковой, географической и так далее (изучение научных дисциплин).

Как правило, дети сразу принимаются за какое-то интересное им дело. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы.

Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда учитель показывает способ работы с материалом.

Все игрушки куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом.

При том, что есть возможность играть и в обычные игрушки, большинство детей заняты освоением мира с помощью специальных обучающих пособий.

Притягательность дидактического материала захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала.

В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность утончения своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат звучание тихой музыки - знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Вспоминают, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр.

Круг всегда ведет педагог, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Воспитатель здесь ведет счет своим словам. Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут. После круга детей ждет обед и дневной сон в специальной комнате для отдыха. После сна дети гуляют и продолжают свое обучение и игры в группе.

Таким образом, чаще всего распорядок дня в Монтессори группе выглядит следующим образом.

8.00 - Прием детей, завтрак

8.30 - 11.00 - Занятия в Монтессори-классе. Круг

11.00 - 12.10 - Прогулка

12.10 - 13.00 - Обед

13.00 - 15.00 - Дневной сон

15.30 - Полдник

16.00 - 16.30 - Занятия (работа на линии, хореография, музыка, лечебная физкультура, рисование, англ. яз.)

16.30 - 17.30 - Прогулка

17.30 - 18.00 - Подвижные игры, чтение книг

Это обычный распорядок для детского сада, работающего по системе Монтессори. Воспитатели по желанию родителей и детей могут вносить свои изменения в этот распорядок. Но в целом именно неизменность данного распорядка делает его ценным с точки зрения самой системы Монтессори, в которой одним из основных постулатов является внутреннее стремление ребенка к порядку.

Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребё нка быть независимым:

Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.

Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.

Предоставление ребё нку свободы:

в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);

времени и темпа работы;

места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);

в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);

ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).

Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе : стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.

Публикации по теме:

Презентация «Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори» Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного.

Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы» УДК 159.923.2 М. Г. Архипова студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация Как научное.

Консультация «Основные принципы и средства закаливания» Общие требования 1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:  - соблюдение санитарных и гигиенических.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация: «Принципы воспитания современных детей» Консультация: «ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ» Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их! Вы не должны говорить свысока.

Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым.

Консультация «Основные принципы организации среды» Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель.

Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр[/b] Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития.

Основные принципы закаливания Закаливание – это система специальной тренировки организма, в том числе процессов терморегуляции, с использованием естественных факторов.

Основные дидактические принципы эстетического развития дошкольников О. С. Меньщикова, воспитатель МБДОУ ДС №37 “Соловушка”, г. Старый Оскол, Белгородской области Статья: «ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Детские сады Марии Монтесори. Основные принципы педагогики»
Опубликовано: 22 марта 2019 в 06:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД